Стендовое моделирование – один из самых распространённых видов хобби. Оно сочетается с другим увлечением — коллекционированием. Как правило, каждый, кто начал делать уменьшенные копии разных видов техники, не останавливается на двух-трех экземплярах, а собирает их дальше. Всегда найдется какой-то набор, которого нет в коллекции, и при этом очень интересный.
Совсем недавно, буквально десяток лет назад, ведущие производители наборов для склеивания макетов обратили внимание на растущий интерес потребителей к новому виду продукции. Сборные модели мотоциклов стали очень популярны, при этом разнообразие предлагаемых конструкций и масштабов очень велико. Те, кто интересуется историческим аспектом развития конструкторских идей, обращают внимание на двухколесные машины, которые сегодня можно увидеть только в музеях, да и то не всегда. Поклонники современных байков чаще приобретают модели мотоциклов, выпущенных в последние годы. Немаловажное значение имеет и то, какой след в судьбе коллекционера или его семьи оставила та или иная марка. Возможно, что на такой вот Яве или таком ЧеЗете ездил его отец или дед.
Мотоциклы широко применялись во время Второй мировой войны. Их производство выросло до невиданных до тех пор масштабов. Харлеи, Цюндаппы, БМВ и другие модели мотоциклов колесили по дорогам воюющих стран. Их использовали для перевозки грузов, разведки, курьерской доставки и во многих других случаях, когда железные кони заменили кавалерию. Эти байки не выглядели столь эффектно, как их гражданские собратья, но в этой «бывалости» многие собиратели видят простор для придания экземплярам своих коллекций исторической достоверности. Самые мелкие детали и элементы оформления могут говорить о том, что транспортное средство ремонтировалось в полевых условиях, попадало под обстрел, мчалось по пыльным дорогам, лужам и грязи.
Другое дело, когда коллекционные модели мотоциклов в качестве прототипа имеют гоночные и спортивные образцы. Здесь важно другое: многочисленные рекламные логотипы, яркая раскраска, характерная для участников ралли или мотогонок, большие и четкие номера. Историческая достоверность также является обязательным условием для настоящего коллекционера. Он обычно знает, в каком году участвовал этот мотоцикл в гонках, кто его «пилотировал», какое место он занял и с какими показателями времени и средней скорости.
Еще бывает, что собираются модели мотоциклов, ездивших по дорогам в мирное время и ничем особым не прославившихся. Просто увидеть на полке знакомый с детства силуэт бывает очень приятно. Здесь не требуется ни парадной «вылизанности», ни следов тяжелой эксплуатации. Впрочем, некоторая замасленность и какие-то потертости могут быть очень кстати. Эти машины-труженики работали много, и как бы хозяева за ними ни следили, а доставалось им все же будь здоров. Собственно, этим и отличаются модели мотоциклов от простых игрушек, пусть даже очень точно сделанных.
Масштабы, принятые для макетов двухколесных «железных коней», традиционно принимаются более крупные, чем для автомобилей или самолетов, как правило, один к шести или к двенадцати. Исключение составляют те модели мотоциклов, которые предназначены для участия в панорамах и соседствуют с макетами другой техники. В этих случаях масштаб может быть и относительно мелким, например 1:72.