Осмотр аккумуляторной батареи позволяет оценить ее техническое состояние. При этом могут быть выявлены некоторые недостатки. Проверка батареи (внешнее состояние, качество изоляционной мастики, плотность) аккумулятора, снятого с автомобиля, осуществляется в определенном порядке.
В первую очередь необходимо проверить состояние самого моноблока, убедиться, что нет течи. Для этого следует протереть стенки и дно сухой тряпкой и провести осмотр. Если имеется течь, необходима замена моноблока.
Далее следует осуществить проверку состояния поверхностей крышек аккумуляторов, слоя мастики. Крышки не должны быть грязными, на них не должно быть трещин и шероховатостей. Электролит и грязь, попавшие в трещины, способны проводить электрический ток. Это ускоряет саморазряд батареи. Если на поверхности батареи есть грязь или видны следы пролитого электролита, следует протереть поверхность тряпкой, смоченной в десятипроцентном водном растворе нашатыря. После этого следует вытереть крышки насухо.
С особой тщательностью необходимо осматривать зажимы батареи. Образовавшийся на штыревых зажимах слой окиси следует удалить стеклянной шкуркой (при закрытых пробках). Необходимо также почистить винтовые зажимы, снять пробки и очистить газоотводные отверстия при помощи тонкой палочки из дерева. Не следует использовать для этих целей металлическую проволоку.
Разряженную батарею, не способную поворачивать коленчатый вал с необходимой частотой вращения, необходимо зарядить. При обнаружении в электролите посторонних частиц или при изменении цвета электролит необходимо заменить. Прежде чем осуществлять замену, следует разрядить батарею до допустимого уровня. После этого необходимо вылить электролит. Батарею нужно промыть. Для этого применяют дистиллированную воду. Промывку необходимо осуществлять, соблюдая меры безопасности. После производят заливку снова. Плотность электролита, заливаемого после промывки, должна быть той же, что была до нее. После этого следует зарядить батарею снова.
Необходимо регулярно проверять уровень и плотность электролита в каждой «банке» в соответствии с климатическими условиями и временем года.
Для определения уровня следует применять специальную стеклянную трубку. Она опускается в аккумулятор до того момента, как не упрется в верхний край пластины. После трубочку следует зажать пальцем, достать ее и посмотреть в ней уровень жидкости.
Однако, как правило, трубочка отсутствует. В этом случае можно взять кусок бумаги, согнуть ее в форме палочки и опустить в «банку». Электролит пропитает бумагу, и станет виден уровень. За норму принято считать десять-пятнадцать миллиметров (если все в порядке, можно проверить плотность).
Дистиллированной воды следует добавлять в том случае, если уровень окажется ниже нормы. Доливать допускается только Н2О. Это связано с тем, что из электролита в процессе работы испаряется вода. Более тяжелая кислота остается в пластинах. Если долить электролит, то кислота будет в переизбытке. Это приведет к скорому осыпанию слоя и выходу батареи из строя.
Плотность электролита являет собой показатель степени заряженности АКБ. Если доливалась Н2О, то измерения можно проводить по истечении двух часов после доливки. Плотность полностью заряженного аккумулятора составляет 1,28-1,30 грамм на кубический сантиметр.
Осуществлять проверку следует осторожно, помня о наличии серной кислоты в батарее. При попадании капель электролита на открытые участки тела или на детали машины их следует промыть водой с содой (пищевой).
Измерение производится при помощи ареометра. Плотность электролита во всех банках должна отличаться не больше, чем на 0,02-0,03 грамм на кубический сантиметр.