Будет неверным назвать барокко всего лишь одним из стилей изобразительного искусства. Это целая эпоха, которая смогла переломить понимание человеком мира и самого себя. Именно тогда, в 18 веке, место рыцарских турниров заняли карточные игры и карусели, а мистерии — бал-маскарады и театр. Духовная музыка превратилась в приятную на слух игру звуков, интерьеры начали украшать картинами пейзажей и портретами.
Немало изменений произошло и во внешнем облике людей. Мужчины стали брить бороду и усы, носить напудренные парики и душиться ароматическими эссенциями. Женщины дорожили бледностью кожи, которую поддерживали с помощью обильного нанесения косметики. Естественность отвергали словно порок. Она отождествлялась с сумасбродством, бесцеремонностью и зверством.
От классики до роскоши
Великолепным платьям в стиле барокко, предшествовали наряды разных эпох. В 15 веке вспомнили культуру Древнего Рима и Греции, обратив внимание на пропорции, композиции и симметрию. Потом пришел классицизм — время, где все следовали правилам: гармонично, упорядочено и математически точно. Было спокойно, строго, идеально красиво, но…скучно! Миру это надоело, и в конце 17 века классицизм вытесняет новый стиль, название которого в переводе с португальского означает жемчужина неправильной формы.
Итальянцы называли барокко пошлым и странным. Классицизм всегда был правильным, а то, что пришло ему на смену, — до ужаса нет. Все было слишком! Слишком — вот слово, точно характеризующее новый стиль.
Уже спустя век время обернется вспять. С наступлением эпохи романтизма карусели начинают проводить в виде рыцарских турниров, а натуральная красота вновь превратится в добродетель. Однако мода на платья в стиле барокко, с роскошными украшениями, великолепными тканями и пышными кружевами, все также привлекает внимание сентиментальных девушек. Согласитесь, что может быть романтичнее, чем представить себя в роли прекрасной леди при блистательном дворе Людовика XIV де Бурбона, известного как Король-Солнце.
В 30-х годах вновь возвращается мода на характерные силуэты барокко — глубокое декольте со спущенными плечами, туго затянутый корсет и широкие рукава. К слову, подобные наряды на протяжении всего 19 века еще несколько раз заинтересуют прекрасных дам.
Цвета и особенности платьев в стиле барокко
Чтобы без труда определить это направление, достаточно знать характерные черты:
- использование в юбках принципа многослойности;
- верхняя и нижняя часть одежды имела контрастные оттенки;
- обилие деталей и декоративных элементов — кружева, оборки, рюши;
- открытая зона декольте и спущенные на плечи пышные рукава;
- туго затянутый корсет, демонстрирующий осиную талию и приподнимающий грудь, делая ее привлекательной.
Цвета тканей для пошива нарядов выбирались глубокие и очень яркие. Это было необходимо для того, чтобы на их фоне вышивка выглядела более эффектной. Востребованными для платьев в стиле барокко 18 века считались фиолетовый, бордовый, перламутровый, коричневый, изумрудный и, конечно же, золотой.
Женский облик
Наряд в первую очередь состоял из корсета. Затем шла невероятно пышная юбка на китовом усе, который выступал в роли каркаса. Без него она бы просто не держала свой объем. Порой размеры были настолько велики, что кавалеры вынужденно стояли подальше, подойти ближе никак не получалось. Поверх надевали платье с длинным шлейфом. При этом нижняя юбка расходилась в стороны от лифа, всегда была светлее и виднелась из-под более темного наряда. Завершением образа служили туфли на каблуке, перчатки, веера, кружевные зонтики и украшения — обязательно с крупными драгоценными камнями.
Фото платьев в стиле барокко
Важным вкладом в становлении моды этого периода стали элементы, характерные для амазонок конца 17 века. Их наряд состоял из манишки или рубашки, приталенного жакета, шляпы и длинной юбки. По портрету графини де сан Жеран несложно понять, что амазонки были очень похожи на мужской костюм. Все тот же подчеркивающий фигуру силуэт, пышные манжеты и жабо, рукава с отворотами.
Еще одной характерной чертой стала раскрывающаяся верхняя юбка. Стоит отметить, что разрезать низ придумали до эпохи барокко, но к концу 17 века это решение обрело наибольшую популярность. Верхнюю юбку специально разрезали, затем подкалывали, чтобы продемонстрировать богатую отделку нижней части. Как это выглядело, можно увидеть на фото ниже.
Кстати, прекрасной иллюстрацией платьев в стиле барокко, да и самого духа этой эпохи служат работы Веласкеса, где испанский художник изображал портреты принцесс-инфант.
Детали
Немало внимания уделялось украшениям и макияжу. Огромную популярность приобрели кружева, муфты, зонтики от солнца, веера и трости с изящными и богато оформленными рукоятками.
Для модников 17-18 веков обязательным условием было нанесение косметики. Как упоминалось ранее, бледное, напудренное лицо — неотъемлемая часть стиля барокко, а мушка на щеке считалась пикантным завершением образа.
Не менее важной являлась прическа. Если в эпоху Возрождения и классицизма она была максимально естественная, то в расцвет стиля барокко на головах женщин красовались целые натюрморты, которые всегда украшались перьями, лентами, камнями, кружевами и даже моделями кораблей.
Мужской облик
Глядя на фото, сложно представить, во сколько обходилось шитье одного платья в стиле барокко 17 века. Сильному полу тоже пришлось несладко. Мужчины носили штаны до колена и рубашки, которые щедро украшались кружевами. Также надевали длинные обтягивающие ноги чулки. Ах да, чуть не забыли про кафтаны до колена с жабо или отложенным воротником. Считаете, что банты не мужской атрибут? Как бы смешно ни звучало, но именно они, равно как и кружева, считались обязательными при шитье костюма. Даже туфли, и те носили с бантами и пряжками.
Но и это не все! Напудренные парики были не только у женщин. Мужчинам тоже досталось. У них они были неимоверно высокими и пышными. А еще благодаря такому объему в них заводились вши и даже… мыши! Несложно догадаться, как у людей чесалась голова. Для облегчения участи быть в тренде придумали специальные палочки, с помощью которых кавалеры и дамы могли почесаться во время официальных приемов и бал-маскарадов. Ну не снимать же прилюдно такую красоту!
Наследие
Итак, вот что на сегодняшний день мы имеем в стиле барокко:
- платья, пошитые из парчи и бархата;
- пышные рукава и юбки, украшенные кружевами и бантами;
- рюши и драпировки;
- декольте и спущенные на плечи рукава;
- обувь крупными камнями;
- веера;
- муфты.
Ярким примером дизайнера, который отдавал предпочтение нарядам этой эпохи, является Кристиан Лакруа. Неудивительно, ведь его дипломная работа была посвящена истории костюма.
Первая коллекция модельера Прекрасная арлезианка имела много отсылок к барокко. Она была посвящена югу Франции и отличалась пестрыми узорами на фоне сочных цветов. Пышность, яркость и упомянутое ранее пресловутое слишком — все это в дальнейшем присутствовало практически во многих его коллекциях.
Современная интерпретация
Сегодня платья в стиле барокко можно увидеть на многих показах, но первыми продемонстрировали свое видение нарядов этой эпохи модельеры Dolce & Gabbana. Декоративными элементами все также являются кружева, к которым добавились кристаллы и стразы. Особое внимание дизайнеры уделили фактуре и цвету ткани, не позабыв о сложности композиций. Колористическая гамма также осталась неизменной. Здесь доминируют исключительно богатые краски: черный с золотым; синий с серебристым, коричневый, пурпурный и алый.
Образы представленной коллекции полюбились всем. Сложно не согласиться с тем, что крупные цветы на ткани, гобелен и кружево создают ощущение торжественности и радости. Золотые орнаменты и оттенки кристаллов невероятно искрятся и переливаются на фактуре из парчи, бархата и, конечно же, позволяют девушке чувствовать себя настоящей принцессой.
Свадебная мода
Дамы уже осознавали свою привлекательность и хотели только лучшее. Платья шились из атласа, сатина и бархата. В качестве аксессуаров чаще использовали перчатки и веера. В холодные сезоны наряды декорировали натуральным мехом, а руки грели муфты. Надевая такие платья, да и еще и основательно выбеливая лицо, невесты напоминали фарфоровых кукол с тонкой талией, изящными обнаженными плечами и округленными с помощью юбки Панье бедрами.
Традиция выглядеть дорого и роскошно сохранилась и до наших дней. Поэтому дизайнеры, взяв за основу моду 17-18 веков, создают свои интерпретации торжественных образов. Например, в 2013 году в коллекции модного Дома Elle Saab было представлено потрясающее свадебное платье в стиле барокко (на фото ниже).
Как видите, сегодня жемчужина неправильной формы все так же роскошна и не менее эксцентрична. Одежда в этом стиле идеально подойдет для торжественных и светских мероприятий, но при одном условии: если вам свойственна яркость и нет страха выглядеть слишком и чересчур.