Начинающие бизнесмены сталкиваются с аббревиатурой ПБОЮЛ, расшифровка которой, безусловно, их интересует. Что означает это сокращение, каковы его особенности и многое другое будет рассмотрено в настоящей публикации.
Значение аббревиатуры
В первую очередь следует разобраться в значении рассматриваемого сокращения. Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) – это гражданин, зарегистрированный в законодательном порядке и открывший собственное дело без создания предприятия. Об этом сказано в Налоговом кодексе (статья 2, пункт 11). Подобный вид получения прибыли всегда осуществляется на собственный страх и риск.
ПБОЮЛ или юридическое лицо?
Для того чтобы начинающий бизнесмен смог определить, что для него окажется выгоднее: зарегистрировать предприятие или стать индивидуальным предпринимателем, — следует не только понимать, какая у ПБОЮЛ расшифровка. Требуется знать его отличия от юридического лица.
Создать предприятие намного сложнее. Сначала необходимо подготовить совместно с учредителями устав. После этого следует найти подходящий офис для юридического адреса, а также внести уставный капитал. В отличие от регистрации организации, ПБОЮЛ всего этого не требует. Однако главная разница заключается в степени ответственности. Согласно Гражданскому кодексу (статья 24), предприниматель отвечает по обязательствам всей своей собственностью, а учредитель только размером денежных средств, не превышающих его долю в уставном капитале.
Преимуществом в данной форме ведения бизнеса является упрощенная регистрация ПБОЮЛ и прекращение деятельности. Еще один плюс – менее сложная система ведения налогового и бухгалтерского учета, который ведется в книге учета доходов и расходов, применяя котловый метод. Важным достоинством является относительно несложная уплата налогов.
Режимы налогообложения
Для ПБОЮЛ налогообложение может осуществляться разными способами:
- общий налог;
- УСН (упрощенка);
- УСН на основе патента;
- ЕСХН (налогообложение для производителей сельскохозяйственных товаров);
- ЕНВД (налог, применяемый для определенных видов деятельности).
От выбранного варианта будет зависеть отчетность ПБОЮЛ. При общем режиме предприниматели должны выплачивать большое количество налогов и сдавать множество отчетов по ним. Наиболее оптимальным для бизнесменов является «упрощенка» на основе патента. Только воспользоваться ею могут не все организации. В первую очередь необходимо, чтобы она была введена в регион, а во вторую – ИП должен заниматься деятельностью, предоставленной из списка второй статьи Налогового кодекса. Третье условие – ограничение рабочего персонала до пяти человек за налоговый период. Четвертое правило: доход ИП не может быть больше лимита, оглашенного в п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса.
ПБОЮЛ: налоги
При данной форме ведения бизнеса предприниматель обязан выплачивать:
- НДФЛ 13%;
- НДС до 20%, но если за 3 последних месяца выручка была меньше 1 млн руб. без налогов, от выплаты можно освободиться;
- налог от продаж в размере 5%;
- налог на имущество, если в собственности находится квартира, дача, гараж, яхта, теплоход и другие транспортные средства;
- страховые взносы.
В определенных ситуациях ПБОЮЛ делает выплаты за акцизы и за использование водных объектов. Предприниматель имеет право привлекать для собственного бизнеса труд других людей на основании договоров. Деятельность индивидуального предпринимателя учитывается в трудовом стаже и предоставляет право получать в будущем пенсию.
Как зарегистрировать ПБОЮЛ?
Создание статуса предпринимателя в рассматриваемой форме ведения бизнеса осуществляется на основании закона «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» (№129-ФЗ). Данная процедура проводится в регистрирующем органе, который имеется в каждом административном округе. Для того чтобы гражданин мог стать ПБОЮЛ, расшифровка и особенности которого уже ему известны, необходимо выполнить следующие операции.
Регистрация ПБОЮЛ считается завершенной, когда будет внесена соответствующая информация в государственный реестр или ЕГРИП.
Документация
Согласно законодательству, создание статуса предпринимателя без формирования юридического лица потребует пакет документов.
Для изготовления печати необходимо предоставить изготовителю два утвержденных эскиза и копию свидетельства о регистрации.
Чтобы встать на учет в налоговый орган, потребуется:
- заполненное по бланку заявление;
- журнал учета доходов и расходов;
- трудовая книжка;
- ксерокопия свидетельства о рождении детей, о браке либо о расторжении брака;
- справка на учащихся детей (если есть).
После постановки на учет налогоплательщику присваивается ИНН и выдается свидетельство.
Для того чтобы зарегистрироваться во внебюджетные фонды, понадобится паспорт, заявление на регистрацию, уведомление о постановке на учет в налоговом органе, лицензия, договор о найме физических лиц, свидетельство о государственной регистрации.
Заняться предпринимательской деятельностью и стать ПБОЮЛ может каждый адекватный совершеннолетний гражданин. Другие лица имеют право вести свой бизнес только с согласием законных представителей. Нерезиденты и люди, постоянно проживающие без гражданства на территории России и имеющие необходимые разрешения, могут получить статус предпринимателя без образования юридического лица. Начинающий бизнесмен, понимающий, что такое ПБОЮЛ (расшифровка), какие в данном ведении бизнеса преимущества и недостатки, а также особенности регистрации, имеет больше шансов принять правильное решение.