Вершиной проектирования и строительства парусных судов стали так называемые чайные клиперы. Это были невероятно быстрые корабли, придуманные американскими и английскими мореходами. Они использовались для оперативной доставки важной корреспонденции, чая, шерсти, джута и других товаров.
Со скоростью ветра
Технологии 1880-х годов и сегодня удивляют современников. Шутка ли, парусные клиперы по скорости не уступают большинству современных кораблей, оснащенных мощными двигателями. Завидная прыткость достигалась большим количеством парусов на 3-5 мачтах, а также длинным и узким корпусом с соотношением сторон 7:1.
Например, американский клипер Летающее облако прошел из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг Южной Америки (Панамского канала еще не было) за 89 дней, преодолев более 25 000 км. Тем самым было обновлено достижение Морской ведьмы, проплывшей это расстояние за 91 сутки.
Новый рекорд смогли побить только через 135 лет. Стоит подчеркнуть, что Flying Cloud было грузовым торговым судном, а не облегченной гоночной яхтой.
Под всеми парусами
Клипер Катти Сарк был способен развивать скорость 17,5 узлов (32,5 км/час). Однажды за сутки он преодолел расстояние 670 км, плывя со средней скоростью 15 узлов. Это можно сравнить с современным контейнеровозом, который в идеальных условиях развивает скорость 24 узла (44,5 км/час).
Cutty Sark эксплуатировали безжалостно, с большим риском для экипажа, ведь каждый рейс приносил фрахтовщикам баснословные доходы. Однажды судно преодолело 6400 км за 11 дней, полагаясь только на энергию ветра и мастерство команды. Для справки: из 90 клиперов, спущенных на воду в 1850-х годах, 44 потерпели кораблекрушение.
Но за сверхскорость приходилось расплачиваться невысокой грузоподъемностью. Клипер перевозил за раз около 1000 тонн груза. Поэтому в основном транспортировали объемные и легкие грузы: чай, шерсть, ткани, джут и прочее. Или благородные металлы, самоцветы и прочие сокровища с приисков и колоний.