В Древнем Риме первые дни каждого месяца назывались календами. В эти дни должники шли к кредиторам платить ежемесячные проценты. О чем те делали записи в книгах, прозванных календарями. Так что первоначально к исчислению дней они никакого отношения не имели. И уж тем более никакой просветительской функции не несли.
На Руси долгое время пользовались месяцесловом — по сути, церковным календарем, в котором, помимо дней памяти святых и круга церковных праздников, по сути, и не было ничего.
Как и многое в России, массовый ежегодный календарь появился благодаря Петру I. Впервые вышедший в 1708 году, он еще назывался месяцесловом, но, по сути, это уже был гражданский, а не православный календарь. Многие современные черты он впоследствии приобрел благодаря сподвижнику Петра I Якову Брюсу. Брюсов календарь повествовал о затмениях Солнца и Луны, сроках сельхозработ, погоде и болезнях, содержал много полезной в те времена информации.
Но, увы, этот далекий предок, у которого в родственниках современный отрывной календарь, к народу ближе не стал. В 1727 году исключительным правом на его издание завладела столичная (Санкт-Петербургская) академия наук. Издавались календари небольшими тиражами, каждый из которых по содержанию предназначался определенному сословию, и далеко не всем был по карману.
Второе рождение календаря произошло в конце XIX века и связывается с именем предпринимателя, книгоиздателя и просветителя Ивана Сытина. К тому времени монополия на издание календарей закончилась, и Сытин тут же ухватился за блестящую идею. Всеобщий календарь, представленный им на Нижегородской выставке 1884 года, произвел фурор. По сути, каждая российская семья могла по приемлемой цене купить универсальное справочное пособие на все случаи жизни.
Прислушавшись к замечаниям и советам Льва Толстого, Сытин внес множество исправлений в свой календарь, прямыми наследниками которого являются все современные отрывные календари. Последующий успех издания был ошеломляющим. С 1885 по 1916 годы в Российской империи, где грамотной считалась только треть населения, тираж календаря вырос с 6 до 21 миллиона экземпляров. Это издание было воистину народным: его бережно хранили наравне с Библией, по нему учились читать.
При Советской власти отрывной календарь сохранил свою информационно-образовательную функцию, однако, из-за массовой популярности и многомиллионных тиражей его содержимое тщательно контролировалось органами, отвечавшими за идеологию. Как и множество других товаров повышенного спроса, скромный календарь отрывной был зачислен в ряды дефицита.
Немое, но весомое свидетельство его популярности — толстые общие тетради, в которые наши бабушки и дедушки, мамы и папы ежегодно вклеивали вырезки из оторванных страничек-дней: полезные советы и рецепты, выкройки и схемы вязания, детские стихи и сказки.
…Пришел XXI век, где для вызова календаря достаточно одного нажатия кнопки мобильного телефона или двух кликов компьютерной мышью. Вы думаете, отрывной календарь уже не популярен? Как бы не так! Он по-прежнему выпускается, и его разнообразие потрясает: для домохозяек и рыболовов, для занимающихся фитнессом и сидящих на диете, медицинские, астрологические, огородные, эротические…
Есть даже специальные программы для смартфонов, скрупулезно, со всеми присущими подробностями воссоздающие облик, который имел отрывной календарь в те времена, когда его запоем читали на одной шестой части суши!