Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков – это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.
Основные цели артикуляционной гимнастики
Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки – лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.
Артикуляционная гимнастика состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.
Рекомендации
Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.
Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). Статические упражнения следует делать по 10-15 секунд.
В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого – к сложному. Проводить артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.
В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.
И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.
Организационный момент
При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.
Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.
К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.
Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.
В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.
Упражнения для губ
Их существует огромное количество. Это:
- Улыбка – губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
- Хоботок – губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
- Заборчик – улыбка при сомкнутых зубах.
- Бублик – округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
- Кролик – упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.
Задания для развития подвижности губ
Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:
- Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
- Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
- Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
- Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
- Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
- «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
- «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие – на верхней.
- «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.
Статические и динамические упражнения для языка
Качественные артикуляционные упражнения для детей невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:
- Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
- Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
- Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
- Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
- Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
- Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
- Грибок. К нёбу присосать язык.
Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:
- Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
- Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
- Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.
- Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
- Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.
Артикуляционные упражнения для звука «р»
Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.
Второе – «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.
Третье – «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.
Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.
Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.