Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков – это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.
Основные цели артикуляционной гимнастики
Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки – лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.
Артикуляционная гимнастика состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Рекомендации
Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.
Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). Статические упражнения следует делать по 10-15 секунд.
В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого – к сложному. Проводить артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.
В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.
И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.
Организационный момент
При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.
К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.
Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.
В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.
Упражнения для губ
Их существует огромное количество. Это:
- Улыбка – губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
- Хоботок – губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
- Заборчик – улыбка при сомкнутых зубах.
- Бублик – округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
- Кролик – упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.
Задания для развития подвижности губ
Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:
- Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
- Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
- Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
- Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
- Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
- «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
- «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие – на верхней.
- «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.
Статические и динамические упражнения для языка
Качественные артикуляционные упражнения для детей невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:
- Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
- Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
- Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
- Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
- Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
- Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
- Грибок. К нёбу присосать язык.
Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:
- Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
- Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
- Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.
- Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
- Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.
Артикуляционные упражнения для звука «р»
Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.
Второе – «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.
Третье – «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.
Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.
Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.
