Многие родители, услышав от врачей, что их ребенок — инвалид, не знают, что делать дальше. Многие воспринимают это как личное оскорбление, начинают стесняться, бояться. Конечно же, они продолжают любить своих деток, но не знают, как их обучать и как правильно развивать. К сожалению, немногие знают, что подобные проблемы решает лекотека. Что это такое, как она сказывается на развитии ребенка?
Определение понятия
Лекотека — это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Уникальным является то, что она направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. А это очень важно для семьи. В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».
Центр «Лекотека» создается для таких детей, которые не имеют возможности вместе с другими посещать школы или сады. Им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Кроме того, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение семьи. С этой целью разработаны специальные программы, которые учитывают особенности психофизического развития детей и их индивидуальные потребности.
Особенности службы
Необходимо подчеркнуть, что создается лекотека для детей-инвалидов и тех малышей, которые имеют различные отклонения в эмоциональном, физическом и психическом состоянии. Здесь организовано пространство для детей, которые имеют задержку в развитии, есть специальная территория со множеством игрушек. Последние помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, сенсорику и моторику, а также активизируют познавательные процессы. Существует и специальная фонотека, которая направлена на всестороннее развитие детей. Многие возьмутся утверждать, что сейчас в продаже есть множество игрушек, поэтому вовсе не обязательно посещать такие учреждения. Однако большинство родителей не знают, что делать с таким материалом.
История лекотеки
В 1963 году в Швейцарии начала действовать описываемая структура. В России она возникла только в 2001 году. Сегодня в Москве находится одно из самых крупных подразделений. Следует отметить, что существует лекотека в ДОУ и как отдельная самостоятельная единица. Возникла она в связи с проблемами, которые существуют на сегодняшний день. С каждым годом число детей-инвалидов растет. Во многих регионах нашей страны, к сожалению, нет подразделений, которые могли бы выполнять подобные функции. Если детям с ДЦП ныне уделяют внимание, то тем, кто имеет проблемы со зрением и слухом, деваться некуда. Специалистов практически нет. Недостаточно одних занятий с дефектологом или логопедом. Для того чтобы помочь таким малышам, нужно создать комплекс мер, который будет направлен на то, чтобы помогать ребенку, имеющему задержку в физическом или психическом развитии.
Особенности занятий в центре
Детям, которые имеют проблемы в интеллектуальном, психическом и физическом плане, существенную помощь окажет лекотека. Что это такое, для какого возраста она рассчитана? Уже годовалый малыш может начинать занятия в подобных центрах. Здесь пространство организовано правильно, все игрушки направлены на развитие ребенка. Работают врачи узкой специализации: нарколог, психотерапевт, социальный педагог, педагог-организатор, психолог и прочие. В определенное время родители вместе со своими малышами приходят в центр, где специалисты обучают их тому, как правильно развивать детей и играть с ними.
По окончании курсов участникам выдаются пособия для выполнения домашних заданий. После ребенок вновь возвращается на занятия. При необходимости создается дополнительный курс. Специалисты обучаются в Москве. Там им объясняют, как работает лекотека, что это такое, как правильно организовать всестороннее развитие и поддержку детей и их семей.
Базовые концепции
Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг. Элизабет Ньюсон — британский психолог — изложила некоторые теоретические основы. Она издала книгу «Игрушки и Игрушки», в которой активно дискутирует на тему игры и ее влияния на общее развитие и формирование личности.
Формирование службы в ДОУ
Во многих дошкольных учреждениях нашей страны начинает функционировать лекотека. Что это такое, уже знает множество семей, которые имеют детей с ограниченными возможностями. Здесь специальным образом подбираются игрушки, учитывающие все потребности малыша.
Специалисты очень внимательно работают над тем, чтобы все изделия имели требуемые коммуникативные, физические, интеллектуальные и сенсорные характеристики.
Сегодня часто можно встретить детей, которые имеют дефицит внимания. У них наблюдаются признаки аутизма или гиперактивности. Для них все характеристики в игрушке должны быть тщательно сбалансированы. Прекрасно подойдут радиоуправляемые модели. Они очень просты в использовании, визуально и с помощью звуков стимулируют малыша и подсказывают, как действовать. Такой материал дает возможность очень просто установить причинно-следственные связи, учит ориентироваться в пространстве и оперировать понятиями «вправо-влево», «назад-вперед». Вскоре малыш начинает понимать отношения «над-под».
Важно отметить, что в процессе игры ребенок развивает мелкую моторику пальцев, учится правильно планировать свои действия. Результат сразу же обрабатывается, отслеживается объект и концентрируется внимание на правильности его движений.
Таким образом, мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.