Стиль «ретро» время от времени возвращается в моду. Поэтому мы с удовольствием слушаем музыку, ритмы которой будоражили молодёжь 20-30 лет назад, наносим макияж «а ля 20-е годы» и сооружаем на головах прически в том же стиле. А если у вас есть хороший знакомый или родственник мужского пола возрастом от тридцати пяти лет и старше, у него вскоре торжество, а вы мечетесь в поисках оригинального подарка-сюрприза – не мудрствуйте лукаво, а поищите раритет, который стал своего рода символом его детства и молодости.
Почему именно эти часы?
Как известно, часы – отличный презент для мужчины любого возраста, профессии и социального положения. Разница может быть в марке, стоимости, функциональных возможностях. Однако по сравнению со всеми современными брендами, часы «Монтана», появившиеся в конце эпохи СССР как первая ласточка «оттуда», как элемент «красивой жизни», практически не имеют конкурентов. И дело тут совсем не в отменном качестве или множестве «наворотов», «крутизне» и стильности предмета. Просто для тех, чьё детство, юность или молодость пришлись на последние два десятилетия минувшего века, они олицетворяли своего рода техническое чудо.
Иметь часы «Монтана» было престижно: это считалось показателем «продвинутости», особым шиком в подростковой и мужской среде. И в самом деле, куда было угнаться за ними советской продукции часовых заводов Белоруссии или Подмосковья! Механические или электронные часы отечественного производства казались жалкими по сравнению с заграничными, имевшими оригинальный и непривычный дизайн. Подсветка, секундомер, набор мелодий, которые можно было слушать просто так, а можно устанавливать на будильник (часы «Монтана» обладали ещё и этой функцией!), логотип на иностранном языке, металлический браслет и прочие детали на тинэйджеров тех времён производили впечатление такое же сильное, как на нынешних – последние модели айфонов, айподов и т. д. Современные поклонники стилей «винтаж» и «техно» с удовольствием украсят свои запястья этим антиквариатом, создав тем самым конкуренцию старшему поколению.
Ещё один взгляд в прошлое
Покупая ту или иную вещь, мы обращаем внимание на страну-производителя, ведь часто этот фактор становится залогом качества продукта. Где и кто производил часы «Монтана», однозначно сказать невозможно: страна, разработчики, место изготовления серийных партий – всё было неизвестным, неточным. Одни модели делались всё в том же Китае, другие – в Гонконге. Главное – что у всех на корпусе, на задней крышке, гравировалось: «USA». Этого было достаточно, чтобы неискушённый советский покупатель искренне верил: он приобретает действительно импортную продукцию, а значит, качественную! Да и купить часы «Монтана», как и любой дефицитный и, следовательно, стоящий товар, было нелегко. Стоили они для кого-то доступно, а для кого-то и дороговато – от 60-ти до 70-ти рублей. Но дело даже не в цене. В свободной торговле часики не появлялись – за ними охотились по комиссионкам, покупали с рук. Естественно, жителям провинции за дефицитным товаром приходилось отправляться в районные или областные центры или обращаться за помощью к знакомым. Зато сколько гордости и радости появлялось в глазах у того, у кого на руке, наконец, красовались «Монтана», часы-мечта!
Некоторые технические данные
«Монтана» – марка мужских часов, но их с удовольствием носили и представительницы женского пола. Корпус был из стали или пластмассы, циферблат прикрывался оргстеклом. Чтобы оно не царапалось, на стекло клеилась защитная плёночка, многие её не снимали при ношении часов. Первые модели были с 7-ю и 8-ю мелодиями, более поздние – с 16-ю. Наиболее известны монтановские модели от фирмы «Kessel». В их арсенале, помимо табло с часами и минутами, были секундомер, календарь с указанием дня недели, естественно, будильник. Функцию «Почасовой сигнал» можно было отключить – в противном случае звуковые позывные срабатывали каждые 60 минут. Естественно, у часов была подсветка – включать её следовало нажатием на кнопочку на ребре корпуса. На циферблате моделей красовалась выполненная чётким шрифтом, похожим на готический, магическая надпись-логотип с рисунком орла: «Montana».