Многие автомобилисты наблюдали такую картину, когда двигатель их автомобиля не запускался по непонятной для них причине. Речь идет о проблемах со стартером, когда при повороте ключа мы не слышим и не ощущаем работу прибора, а лишь непонятные щелчки, доносящиеся из-под капота автомобиля. Не стоит пугаться, так как данные звуки исходят от втягивающего реле стартера, которое находится в неисправном состоянии (если стартер щелкает, но не крутит, то другой неисправности просто нет). В принципе, это распространенная поломка не только у отечественных авто, но и у автомобилей с мировым именем. К сожалению, исправить данную ситуацию возможно лишь при существенном усовершенствовании конструкции стартера.
Итак, прежде чем узнать, как произвести ремонт в данной ситуации, нужно разобраться в том, что такое втягивающее реле стартера? По сути, это электромагнит, который при подаче на него постоянного тока приводится в действие согласно законам электромагнитной индукции. Нужно это для того, чтобы обгонная муфта стартера, именуемая в народе бендиксом, входила в надежное зацепление с маховиком двигателя и вращала его для запуска двигателя. Естественно, если в данной цепи будут какие-либо неполадки, то и двигатель запускаться не будет, по крайней мере, при помощи стартера. С другой стороны, обгонная муфта не может быть в постоянном соединении с маховиком, так как это физически невозможно.
Теперь пару слов о том, что такое стартер? С точки зрения электродинамики – это самый обычный электродвигатель, но особенность его заключается в том, что он при относительно малых оборотах потребляет достаточно большой ток, а именно около 350 А. Достигается это при помощи двух обмоток на статоре и роторе со специальным подбором количества витков и площади поперечного сечения провода. А такой большой ток необходим для того, чтобы через маховик можно было провернуть коленчатый вал двигателя и запустить его. Именно поэтому стартер не может работать долгое время, и ему нужен отдых.
Теперь что касается неисправности. Следует помнить, что не работает не сам стартер, а втягивающее реле стартера, поэтому и ремонтировать нужно его. Для этого необходимо на первом этапе проверить заряд аккумуляторной батареи, так как слабый заряд также может привести к таким щелчкам. Далее необходимо проверить массу кузова и двигателя, а также надежность крепления клемм аккумулятора. Если все эти моменты не оставляют сомнений, то из визуальных проверок можно еще осмотреть крепление стартера к двигателю, так как иногда болты на нем ослабевают, что приводит к нестабильной массе.
Если и сейчас неисправность не установлена, то нужно снимать прибор и отсоединять от него втягивающее реле стартера. В тех случаях, когда данное реле может разбираться и собираться обратно по несколько раз, нужно разобрать его и проверить содержимое на предмет деформаций и пригорания. Если силовые болты («пятаки») пригорели, то их можно почистить и собрать обратно. В основном, причина щелканья реле в этом и заключается, так как силовые болты постоянно в контакте и их пригорание – это естественный процесс. Также может отгореть силовой кабель, который идет от одной из обмотки на втягивающее реле стартера.
В этом случае нужно данный силовой кабель тщательно зачистить, полудить припоем в месте обгорания и, по возможности, припаять его. Данную операцию лучше делать в ремонтных мастерских, хотя и в домашних условиях данная операция вполне выполнима. Если припаять не удается, либо если существенно нарушена изоляционная обмотка данного силового кабеля, то придется разбирать весь стартер (но данная поломка бывает крайне редко).
Теперь вы знаете кое-какие тонкости и нюансы при неисправной работе стартера и втягивающего реле. При желании и при наличии элементарного инструмента, данную неполадку всегда можно исправить. Но чтобы этого не происходило, постарайтесь не включать стартер на длительное время, особенно в зимний период!