Мотороллер «Вятка»: приключения «итальянца» в России

Мотоциклы

В наше время, когда улицы российских городов заполнили скутеры, изготовленные преимущественно в Юго-Восточной Азии, как-то даже не верится, что наша страна тоже когда-то производила аналогичные машины, только назывались они мотороллерами. Одним из таких двухколесных средств передвижения был мотороллер «Вятка».

Мотороллер «Вятка»: приключения «итальянца» в РоссииИстория появления 

Своим появлением на свет «Вятка» обязана итальянцам. Послевоенная Италия нуждалась в транспортных средствах, которые были бы каждому по карману. В итоге на одном из уцелевших предприятий «Пьяджо», занимавшемся во время войны производством истребителей, приступили к выпуску новой двухколесной машины, которая принципиально отличалась от столь привычных мотоциклов. Первые мотороллеры «Vespa» («Оса») появились на итальянских дорогах уже в апреле 1946 года. Они стали необычайно популярны не только у себя в стране, но и за ее пределами.

Надо сказать, что конструкция мотороллера существенно отличается от конструкции мотоцикла. Низкое размещение центра тяжести, а также небольшой диаметр колес и длинная площадка для ног делают его очень устойчивым. Кроме того, глубокие щитки на обоих колесах, а также большой передний щиток защищают водителя и пассажира от дорожной грязи.

Vespa in USSR

В конце пятидесятых годов, во времена сокращения армии и традиционных видов вооружения, было принято решение на некоторых оборонных предприятиях начать выпуск товаров народного потребления. Так, в 1956 г. появилось постановление Совета Министров СССР и приказ Минооборонпрома, согласно которому Вятско-Полянскому машиностроительному заводу, расположенному в Кировской области, предписывалось в кратчайшие сроки приступить к выпуску мотороллеров.

Мотороллер «Вятка»: приключения «итальянца» в РоссииПоскольку времени на разработку своей конструкции не было, в качестве прототипа взяли итальянскую «Веспу» образца 1955 г. К концу 1956 года было создано три опытных образца, а в 1957 году с конвейера сошел первый серийный мотороллер «Вятка-150».

Продукция вятско-полянских мастеров от прототипа отличалась незначительно, в основном весом и габаритами (тяжелее на 7 кг и с колесной базой, больше на 4 см). Кроме того, на переднем крыле был расположен флажок со звездой, вместо овального спидометра устанавливался круглый, замок зажигания располагался на руле (а не в корпусе фары), центральная часть руля и фара были несколько больше. В целом же конструкция была аналогична своему итальянскому родственнику.

Как и у «Веспы», двигатель мотороллера «Вятка» располагался справа под выпуклым защитным кожухом. С другой стороны для симметрии располагался такой же кожух, под которым находилась запаска. Бензобак находился в задней части кузова. Для переключения скоростей использовалась рукоятка на руле. Для запуска применялся кикстартер.

Мотороллер «Вятка» оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем с системой принудительного воздушного охлаждения рабочим объемом 155 см3, который развивал мощность 5,5 л. с. и разгонял мотороллер до 60 км/ч за 19 секунд. Расход бензина составлял 3,1 л на 100 км. В качестве топлива использовался низкооктановый бензин марки A-66.

В целом конструкция оказалась довольно удачной, к 1961 г. было выпущено уже 100 тысяч машин. Мотороллер «Вятка» имел невысокую стоимость. В шестидесятых годах его можно было приобрести за 320 рублей, что значительно ниже, чем любой мотоцикл. Производство «Вятки» прекратилось в 1966 г., на смену пришел мотороллер «Электрон».Мотороллер «Вятка»: приключения «итальянца» в России

Трехколесная «Вятка»

На базе двухколесной модели в 1959 г. была сделана трехколесная модификация, причем в нескольких вариантах исполнения – фургон, грузовая платформа и самосвал. Трехколесный мотороллер «Вятка» мог перевозить до 250 кг груза и разгонялся до скорости 35 км/ч.

Также на базе «Вятки» было создано мототакси, у которого два колеса располагались спереди и были поворотными. Между колесами находилось сиденье для пассажиров. Правда, создано было таких такси всего 50 штук.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.