Мотоцикл �Чанг-Янг� 750: развеиваем тайны о китайском �Урале�

Мотоциклы

Винтажные мотоциклы становятся все популярнее в среде любителей двухколесного транспорта не только за границей, но и в России. Люди покупают и восстанавливают старые образцы мотоциклетной техники, �Уралы� и �Днепры� бороздят просторы европейских и американских дорог. Особое внимание привлекает мотоцикл �Чанг-Янг�, больше других окутанный ореолом тайны.

Экскурс в историю

Путь Chang Jiang 750 (сокращенно CJ750) начинается в Советском Союзе. В 1940 году на московском опытном заводе �Искра� были начаты разработки тяжелого мотоцикла под руководством Н. П. Сердюкова.

Мотоцикл "Чанг-Янг" 750: развеиваем тайны о китайском "Урале"

Инженер проходил стажировку на заводе BMW в течение пяти лет. Задача стояла в том, чтобы создать тяжелый мотоцикл, который будет использоваться в военных целях, и образцом был избран BMW R71, хорошо зарекомендовавший себя в вермахте. Несколько экземпляров были тайно закуплены, и уже весной 1941 года Советский Союз стал выпускать свою версию мотоцикла. Он получил название М-72 и класс �бронетехника�. Более восьми тысяч единиц техники вышло с конвейера как в варианте с коляской, так и в одиночном.

На войне

Мотоцикл использовался в военных целях. Предусматривалась установка сумок под боеприпасы, ЗИП, а также кронштейны для крепления ручного пулемета. Их называют вертлюгами. На них мог устанавливаться, например, пулемет Дегтярева. Он крепился сошками к его пластине, и можно было не только удобно перевозить пулемет с места на место, но и вести огонь даже во время езды.

Мотоцикл "Чанг-Янг" 750: развеиваем тайны о китайском "Урале"

Существовали даже модификации с возможностью установки в коляску 82-миллиметрового миномета, правда, поставлялись в весьма ограниченных количествах. Спустя несколько лет после окончания войны в продажу были выпущены и гражданские мотоциклы на базе M-72: кроссовый M-72К, две спортивные модели (с коляской и без) и гоночный M-80. Однако выпуск был небольшим.

Новая страна

В пятидесятых годах разработки М-72 были проданы в КНР. Мотоцикл получил название Chang Jiang и производился на авиационном заводе (China Nanchang Aircraft Manufacturing Company). Агрегат выпускался вплоть до девяностых годов, а вот в наши дни производство его будет незаконно из-за несоответствия экологическим стандартам. Однако в Китае до сих пор выпускают мелкие детали для этого мотоцикла, чтобы обеспечить потребности тех, кто приобрел технику в прошлом.
Существуют модификации CJ750 с электростартером и наклонным обтекателем с двумя фарами.

Мотоцикл "Чанг-Янг" 750: развеиваем тайны о китайском "Урале"

Из-за ограниченной скорости и управления мотоцикл в основном использовался полицейскими и в медицинской службе именно в варианте с коляской. Китай предпринимал попытки экспорта Chang Jiang в страны Европы, но помешала его низкая конкурентоспособность. В конце концов, он был копией мотоцикла, выпускаемого еще в довоенное время, и, несмотря на некоторые плюсы (зарекомендовавшая себя конструкция, возможность перевозить довольно тяжелые грузы), не мог ничего противопоставить мотоциклам нового поколения.

Технические характеристики

В мотоцикле установлен четырехклапанный двухцилиндровый оппозитный двигатель с рабочим объемом 745 см3. Трансмиссия – четырехскоростная, диаметр колес одинаков – 19 дюймов. Каждый цилиндр получает топливо от собственного карбюратора. Мотоцикл �Чанг-Янг� относится к дорожным. Он довольно тяжел – около 230 кг с пустым баком без коляски и 350 – с коляской. Мощность мотора 27 лошадиных сил, максимальная скорость мотоцикла 120 км/ч. Однако барабанные тормоза не могут обеспечить качественное торможение на больших скоростях, а общая управляемость агрегата довольно низкая даже в одиночном варианте, хотя оппозитное расположение цилиндров обеспечивает уравновешенность и низкий центр тяжести.

Мотоцикл "Чанг-Янг" 750: развеиваем тайны о китайском "Урале"Мотоцикл �Чанг-Янг� хорошо подходит для неспешной езды даже на дальние расстояния, к тому же он вполне справляется с большими нагрузками и снаряжен большим бензобаком объемом 24 литра.

В наши дни

Учитывая, что мотоцикл �Чанг-Янг� не производится уже более двадцати лет, его поиски можно сравнить с покупкой �Урала� или �Днепра� за границей. Это сложно, но возможно. А вот в стране-производителе это нередкие и недорогие мотоциклы. То же самое касается и CJ750 – его вполне можно найти в Китае, там на нем до сих пор бороздят просторы проселочных дорог. Для настоящего любителя ретро-мотоциклов, конечно, нет никаких преград, но покупка их за границей, транспортировка и оформление документов могут вылиться в круглую сумму. Ко всему еще можно прибавить деньги, которые наверняка потребуются на ремонт.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.