Автомашина Москвич 412 — шестая по счету модель в многочисленном семействе «москвичей», выпускаемых в разные годы на заводе МЗМА и АЗЛК. Аббревиатура и название существенной роли не играли, автомобили производились посредственные, финансовые условия на заводе были тяжелыми, денег на развитие не хватало. После выпуска серии грузовиков ГАЗ-АА в 38-40 годах завод сразу после начала ВОВ был переведен на производство военных заказов, а с окончанием войны был начат выпуск автомобиля Москвич-400, прототипом которого считался немецкий Опель-Кадет К38.
В 1954 году предприятие МЗМА полностью перешло на выпуск автомашины отечественой разработки, Москвича 401, который стал производиться в промышленных масштабах. Поскольку тогда в СССР легковых автомобилей не было, Москвич-401 пришелся очень кстати. За два года было выпущено 2 млн экземпляров. После окончания серийного выпуска 401 модели был запущен Москвич 402, который производился также в течение двух лет. А в 1958 году с конвейера сошел Москвич 407, усовершенствованный вариант предыдущей модели. А за ним пошел в производство и Москвич 403, не имеющий существенных отличий, но все же пополнивший семейство советских «москвичей».
И наконец, в 1964 году на заводе МЗМА началось производство принципиально новой машины, Москвича 408. Автомобиль отличался прежде всего кузовом, в очертаниях которого уже не было привычных округленных форм. Кузов Москвича 408 был стремительно-летящей формы, он напоминал американские лимузины в миниатюре и был слегка «прибит к земле». В салоне машины было по-прежнему тесно, приходилось сидеть выпрямившись, без возможности пошевельнуться. Но советские конструкторы шестидесятых и семидесятых годов даже не рассматривали такой фактор как удобство пассажира и водителя в салоне, не говоря уже о каком-то эргономическом подходе к решению вопроса.
Когда в 1967 году была закончена разработка очередной модели, то новый автомобиль Москвич 412, характеристики которого в целом незначительно отличались от предыдущей модели, получил тот же кузов, что был у 408. Однако ходовые качества двух моделей были различны, более мощный двигатель Москвича 412 значительно добавил динамики автомобилю, скоростные показатели улучшились, параллельно с увеличением скорости совершенствовалась тормозная система. Автомашина становилась все более конкурентноспособной в сравнении с зарубежными аналогами, но ей не хватало баллов по безопасности эксплуатации. И все же Москвич-412 успешно экспортировался в ряд стран социалистического лагеря, и довольно крупными партиями.
Долгое время на заводе АЗЛК, уже переименованном из прежнего МЗМА, производились обе модели, Москвич 412 выпускался в большем количестве. Унификация была почти стопроцентной, и сборка машин с каждым днем ускорялась. Автоматических коробок передач в то время не было, и на Москвич 412 устанавливалась четырех-ступенчатая механическая КПП, машина всегда была заднеприводной с сухим дисковым сцеплением, карданным валом с игольчатой крестовиной, гипоидным планетарным задним мостом и двумя дифференцированными полуосями.
Общая длина корпуса автомобиля Москвич 412 составляла 4252 мм, при ширине 1552 мм и клиренсе 175 мм. Габариты достаточно скромные, но в те годы вся автомобильная промышленность была ориентирована на выпуск малолитражек, а это означало, что машины должны были быть компактными. Передняя подвеска Москвича 412 собиралась на сайлентблоках, с двумя шаровыми опорами. Из всех агрегатов нарекания вызывала только коробка передач, которая часто выходила из строя. В остальном автомобиль Москвич 412, отзывы о котором в целом неплохие, был признан надежным и современным.