С появлением двигателя внутреннего сгорания перед производителями возник вопрос, как повысить мощность двигателя. Первые моторы были сконструированы весьма нерационально. Практически все детали были выполнены из стали или чугуна, что делало механизмы тяжеловесными, инертными и недолговечным. Например, в середине 20 века автомобильный двигатель мощностью 100 лошадиных сил весил почти полтонны. Для сравнения, в современных автомобилях мотор аналогичной мощности весит меньше 150 кг.
Чтобы этого достичь, производители в первую очередь совершенствовали механическую составляющую двигателя: подбирали материалы, сплавы, разрабатывали и внедряли технологические инновации, в которых воплощались передовые достижения металлургии и химии. Например, использование алюминиевых поршней смогло повысить мощность двигателя более, чем на 20 процентов благодаря уменьшению его веса и силы трения. Следует заметить, что алюминий в чистом виде в автомобиле не используется, а применяются его сплавы с магнием, кремнием, марганцем и хромом.
Усовершенствования топливной системы и системы зажигания также позволили значительно повысить мощность двигателя. Карбюраторы поверхностного типа сменили поплавковые, которые сначала были однокамерными, потом многокамерными. А затем наступила эпоха инжекторных систем, которые прошли долгий путь от механических моноинжекторов до современных многоточечных систем непосредственного впрыска.
Попутно совершенствовалась и система зажигания: от простейшего прерывателя до электронных микропроцессоров. Ни один современный мотор не обходится без электронных систем управления, которые учитывают все параметры, касающиеся работы двигателя – температуру и плотность воздуха, скорость движения автомобиля, положение педали газа, коленчатого вала, распределительного вала, химический состав выхлопных газов и т.д. В результате обработки полученных данных электронная система определяет оптимальное количество топлива, которое нужно подать в двигатель, и момент воспламенения топливо-воздушной смеси. Таким образом достигается наиболее эффективная работа бензинового двигателя.
Увеличение мощности дизельного двигателя чаще всего достигается с помощью использования турбокомпрессора, который нагнетает больший объем воздуха в цилиндр за счет энергии выхлопных газов. Также для повышения эффективности сгорания топлива в современных дизелях используется система «Common Rail».
Существует множество способов форсировать мощность двигателя внутреннего сгорания. Однако не следует забывать, что вмешательство в конструкцию мотора – это не только достаточно сложный и трудоемкий процесс, но и весьма дорогостоящий. Понадобятся высокоточные станки, специальные сплавы и материалы. Очевидно, что не все автолюбители смогут потратить на форсирование двигателя сумму, сопоставимую с половиной стоимости автомобиля.
Что же можно предпринять, чтобы мощность двигателя всегда оставалась на высоте?
Прежде всего, необходимо проверить, чтобы все заводские регулировки были в норме. Масло, которое используется в моторе, должно соответствовать по вязкости и по квалификации.
Для снижения потерь на впуске воздуха рекомендуется использовать фильтры нулевого сопротивления – так называемые «нулевки» — благо, сейчас существует огромный выбор таких фильтров. Они могут различаться по форме, величине, способам крепления, рекомендуемому объёму двигателя. Благодаря тому, что производители фильтров выпускают переходники для наиболее распространенных типов двигателей, установка такого фильтра не потребует значительных усилий и затрат.
Повышение мощности двигателя также напрямую зависит от модернизации выхлопной системы. Следует учесть, что если для вашего автомобиля нет готовой системы, то лучше всего обратиться на СТО, которые специализируются на выхлопных системах.