Участниками событий, о которых пойдет речь, стали два американских фотографа и группа мошенников, оставшихся неизвестными. Продуманная схема действий и реалистичность сюжета, вписывающегося в график жизни реальной Венди Денг (Мердок), позволили аферистам получить легкие деньги за счет отнюдь не самых доверчивых представителей творческого сообщества США. Но оказалось, что они не одиноки в своем несчастье.
Как это выглядело
Для того чтобы оценить размах и уровень претензий мошенников, нужно представлять, от имени кого они работают.
Венди Денг — американская предпринимательница китайского происхождения, исполнительный директор News Corporation. По версии американского журнала Woman’s Day, входит в ТОП-15 самых успешных и влиятельных женщин мира.
С двумя компетентными фотографами — Генри Ву и Карли Раддом — связались от имени Венди Денг Мердок. Им предложили принять участие в художественном проекте в Индонезии, посвященном празднованию предстоящей Зимней Олимпиады в Пекине в 2022 году.
Тот, кто общался с ними, утверждал, что является бывшей женой медиа-магната Руперта Мердока. На скриншоте электронных писем, предоставленных жертвами CNN, видно, что Венди попросила позвонить, чтобы обсудить все подробно, прежде чем предложить мастерам работу в Индонезии. Она излагала конкретные четкие требования не только по условиям сотрудничества, но и к тому результату, которого желает достичь. Заказчица главной целью ставила захватывая суть Китая.
Оба фотографа утверждают, что при общении присутствовало ощущение, что происходит контакт с кем-то действительно важным и влиятельным.
Фотографы отправились на место съемки и проделали необходимую работу.
Что произошло на самом деле
Генри Ву и Карли Радд оплачивали все перелеты сами, рассчитывая на компенсацию при оплате труда, как было оговорено с заказчицей (такая практика распространена). Также каждому пришлось внести аванс за разрешение на фотосъемку (передав наличные водителю). И эти затраты должны были быть им возмещены.
Данными гонорарами мошенники не ограничились и выманили у наемных фотографов еще некоторые суммы на решение выдуманных проблемы с автомобильными компаниями, в которых был наняты в Индонезии транспорт и шоферы.
Ву рассказал CNN, что они пытались вести себя с должной осмотрительностью, но не заметили очевидного. С каждым из фотографов связывались с реалистичных зарегистрированных доменов — wendimurdoch.com и dengmurdoch.com. Проверяя данные адреса, бдительные вольнонаемные сотрудники не обратили внимание на то, что домены были зарегистрированы лишь пару недель назад.
Недавний успешный опыт сотрудничества с крупной компанией позволял Ву и Радду полагать, что их рекомендовали известной бизнес-леди. Поэтому ни один серьезно не усомнился в реальности ее предложения.
Ву поделился, что потери по данной схеме составили около 7,5 тысяч долларов. Когда он поведал о происшествии одному из друзей в Джакарте, тот удивился неосведомленности приятеля и сказал, что это хорошо известная афера, а затем отправил ему ссылку на аналогичные сюжеты с использованием имен других женщин, значимых в индустрии развлечений.
Типичный скам
Американские мастера застывшего кадра попались на типичную уловку, масштабную по дерзости и детально продуманную. Однако, несмотря на использование громких имен, схема оказалась довольно простой и характерной для данного вида преступления.
Скам (от английского scam — обман, мошенничество) – это вид сетевого мошенничества, использующий личные отношения для получения финансовой выгоды. В отличие от спамеров, которые используют массовую рассылку рекламных материалов, скамеры вступают в непосредственный контакт с жертвой. Завязывая личные отношения, скамер пытается узнать вашу личную информацию, пароли, данные кредитных карт и т.д.
Для своих целей скамеры используют сайты знакомств, почту, социальные сети и т.п. Они регистрируются под вымышленным именем и используют чужие фотографии.
Также скамеры действуют на биржах вакансий, предлагая внести небольшую предоплату за возможность устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу. Естественно, этой вакансии не существует.
Фотографы во время переговоров обращали внимание на детали, проверяя онлайн определенные моменты переписки, но ничто не выдавало расчетливых аферистов — в тот день, когда предпринимательница оказалась недоступна для разговора, как раз был день ее рождения, а упоминания в сообщениях о местах пребывания совпадали с записями знаменитой личности на странице в Instagram.
Отчеты Ву и Радда удивительно похожи практически во всех деталях: мошенник хвалит их работу и упоминает имя редактора Conde Nast Travel в качестве реферала.
Не единственный эпизод
Нью-йоркская фирма Intelligence, расследующая данные аферы, сообщила CNN, что подобное мошенничество в разных формах продолжается с 2013 года. Его цель — деятели сферы искусства, профессионалы творческой и медиа-индустрии, включая авторитетных фотографов и звезд Instagram, а также военные ветераны, работающие телохранителями и каскадерами, визажисты.
Сотрудники компании изучают случай с преступлением от имени Венди Денг, полагая, что оно связано с предыдущими подобными обманами. Фирме известно около 300 человек, выдававших себя за различных знаменитостей и видных деятелей. Это особенно хорошо продуманная афера, объединяющая в себе множество элементов и пока что успешно находящая все новых жертв.