Многие родители не разрешают своим детям играть за компьютером по причине того, что боятся влияния, которое это занятие оказывает на психику. Но правда ли то, что компьютерные игры разрушают ее? Действительно ли они способствуют тому, что в ребенке появляется бесконтрольная агрессия? Может ли оружие из виртуального мира, применяемое игроками, развить в детях определенные качества, повлиять на них?
Когда заговорили об опасности компьютерных игр?
Как это ни странно, но о влиянии компьютерных игр на психику впервые заговорили вовсе не медики, не ученые и даже не родители. Появился этот тезис во второй половине прошедшего столетия в СМИ в США. И речь шла не о тех компьютерных играх, которыми дети сейчас заняты, а о проектах, им предшествующих.
Эти игры сейчас воспринимаются как примитивные, милые и безобидные. Однако именно они – те самые первые проекты, которые и породили устойчивый миф о вреде компьютерных игр.
Где появился этот тезис?
Ни в странах Европы, ни в Азии, ни в Латинской Америке, ни на территории бывшего Советского Союза о влиянии компьютерных игр на психику детей и подростков не говорили до тех пор, пока эту тему не подняли в СМИ Соединенных Штатов.
Сейчас уже нет никакой возможности выяснить, где именно и кем было впервые опубликовано утверждение о том, что компьютерные игры вредны. Но к концу прошедшего столетия данный тезис преподносился в телевизионных шоу, в журналах и газетах как непреложная истина. Между тем, никаких исследований в то время не проводилось, соответственно, утверждение о вреде компьютерных игр – это не более чем частное мнение, тезис или теория, но никак не объективная реальность.
Как этот миф стал всеобщим убеждением?
Миф о том, что увлеченность компьютерными играми приводит к вспышкам насилия и агрессии, развивался в США на протяжении нескольких лет. Разумеется, вслед за СМИ Соединенных Штатов тему вредоносного влияния шутеров подхватили журналисты из других стран. Благодаря прессе и телевидению этот тезис распространился по всему свету.
Но что самое любопытное: ни у кого не возникало даже сомнения в достоверности этого утверждения. Более того, многие журналисты, занимавшиеся этой темой, в качестве примера приводили статистические цифры, свидетельствующие о росте преступности на территории Соединенных Штатов.
Однако, не было проведено исследований, которые связали бы рост количества тяжких преступлений с увлеченностью шутерами и другими компьютерными играм. Но проводились довольно-таки крупные исследования, результаты которых связали воедино рост количества преступлений с доступностью огнестрельного и холодного оружия.
Опасности в увлечении компьютерными играми не существует?
Но действительно ли нет связи между агрессивным поведением и привычкой играть за компьютером? Ведь отсутствие статистических данных не является доказательством ошибочности утверждения об их влиянии на психику. Да и рост преступности все же многие считают косвенно связанным с привычкой к играм.
Однако если сравнить между собой ситуацию в странах с высоко развитой игровой индустрией, то результаты весьма удивят. Значительный рост количества преступлений, начиная с конца прошлого столетия, имеет место только на территории Соединенных Штатов. Соответственно, объяснить агрессию, возникающую у молодежи и людей из других возрастных групп увлеченностью компьютерными играми нельзя.
Как же относиться к компьютерным играм?
Тот факт, что тезис о негативном влиянии компьютерных игр на психику людей, а в особенности детей и подростков, стал всеобщим стереотипом, весьма отрицательно сказывается на развитии киберспорта. Многие молодые люди, которым интересна эта сфера занятости, попросту не имеют возможности себя в ней проявить. И речь не только об игроках.
Киберспорт – это сфера, в которой трудятся программисты, системные администраторы, технические работники и представители многих других профессий.
Иными словами, убежденность родителей в том, что компьютерные игры вредны, вполне может помешать ребенку освоить перспективную, интересную профессию, приносящую весьма хороший доход.
Что же касается опасений, то стоит сравнить компьютерные игры с другими занятиями, такими, как чтение книг, просмотр телепередач или фильмов. Разве в сюжетах литературных произведений нет жестокости? Но ведь никому и в голову не приходит обвинять чтение в культивировании агрессии.
К тому же далеко не во всех играх присутствует оружие, не каждый сюжет подразумевает наличие схваток с противниками, не все геймеры проводят время «в кровавых боях».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание