Уже много лет пролетело с победного зеленого мая 45-го года. Но до сих пор наш народ помнит героический подвиг наших солдат и чтит память тех, кто не пожалел свою жизнь ради нас. Ведь то, что совершили советские воины, что пережили советские люди, невозможно забыть и стереть из истории. И неизвестно, чем закончились бы те страшные события, если бы не великий патриотизм всего советского народа, готового отдать жизни за свою страну, родных, за счастье и мир.
Патриотизм — важная составляющая в воспитании подрастающего поколения
К сожалению, с каждым годом все меньше остается свидетелей тех лет. Не во всех семьях живы родные, принимавшие участие в войне. И если взрослые люди помнят о роли Советского Союза в борьбе с фашизмом, то некоторые дети имеют представление о войне лишь из голливудских блокбастеров, в которых практически ничего не сказано о героическом подвиге нашего народа.
Именно поэтому так важно воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения. Дети должны знать о решающей роли советского народа в Победе, о великом чувстве долга перед Родиной, о героических подвигах солдат, партизан, тыловиков.
Но патриотическое воспитание не может быть полноценным без активного участия детей в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Именно погружение в работу, подготовка к празднику, оформление различных материалов и, конечно, встреча с живыми свидетелями и участниками тех страшных событий позволяет привить подрастающему поколению чувства сопереживания и понимания истинной трагедии, легшей на плечи нашего народа.
С чего начать
Подготовка к праздничным мероприятиям, посвященным Дню Победы, занимает много времени, поэтому начинать ее нужно заранее. За пару месяцев до праздника необходимо составить план, придумать темы выступлений, определить участников и пригласить ветеранов. Ну и конечно, необходимо решить, где именно будет проходить мероприятие. Выбор места проведения имеет немаловажное значение, ведь от размеров помещения зависит многое, в том числе количество гостей и участников мероприятия. В библиотеке ко Дню Победы, довольно часто проводят встречи и устраивают торжества в честь праздника.
Выбираем тему
Непросто определиться и с тематикой мероприятий, посвященных Дню Победы. Ведь невозможно охватить все события и героические подвиги тех лет, все кажется очень важным и интересным. Хорошо, если есть возможность обсудить с детьми, какую тему они хотели бы выбрать. Это позволяет рассмотреть действительно интересные для них вопросы и поможет избежать формализма в проведении мероприятия ко Дню Победы. В библиотеку можно пригласить учащихся соседних школ, предложить им заранее выбранные темы для праздника или дать возможность самим придумать основное направление мероприятия. Таким образом дети будут активно задействованы в подготовке праздника.
Распределение ролей
После того как тематика будет утверждена, необходимо определить участников и составить сценарий мероприятия ко Дню Победы. В библиотеке, как правило, уже есть готовые, оставшиеся с прошлых праздников тексты. Если за основу будет взят уже опробованный сценарий, в него все равно можно внести изменения и привлечь к этому участников.
Например, наверняка всем детям будет интересно рассказать о героях в их семьях. Поэтому им можно дать задание поинтересоваться у старших родственников о своих ветеранах, найти и по возможности принести фронтовые письма, открытки, фотографии. Вещи, несущие отпечаток войны, станут незаменимым и важным атрибутом любого мероприятия ко Дню Победы. В библиотеку также необходимо пригласить и всех ветеранов, чьи внуки и правнуки принимают участие в празднике. Ведь для них очень важно, что современное поколение помнит их подвиг, уважает память погибших, не забывает живых. А выступление родных правнуков будет для них самым лучшим подарком ко Дню Победы.
Выбор названия
Название мероприятия также имеет немаловажное значение. Оно должно быть кратким, но в тоже время четко отображать суть темы. Несмотря на то что готовые сценарии с утвержденными названиями мероприятий ко Дню Победы в библиотеке, как правило, уже есть, желательно все-таки привлечь к корректировке плана и выбору наименования самих участников. Среди них можно объявить конкурс на лучшее название, провести голосование и выбрать самую необычную и интересную версию. Важно понимать, что в ходе написания сценария, проведения репетиций могут происходить изменения, в текст вноситься корректировки, но отклонений от основной темы быть не должно.
Оформление помещения
Важно подготовить к приему гостей саму библиотеку. Активным участникам можно дать задания нарисовать стенгазеты и плакаты, посвященные войне. Перед началом мероприятия важным элементом станут фронтовые песни. Музыкальные композиции нужно подобрать заранее, с помощью участников мероприятия. В библиотеке ко Дню Победы, можно устроить памятную выставку из принесенных фотографий военных лет, солдатских писем и похоронок. Квесты и викторины, посвященные знаменательным военным событиям, помогут гостям по-иному взглянуть на те дни и узнать новое о прошлом нашей Родины.
Привлечение детей воспитает патриотизм
Подготовка к главному празднику нашей страны – ответственное дело. Но, к сожалению, многие организаторы пользуются уже давно готовыми сценариями, которые есть библиотеке. План мероприятия ко Дню Победы, если нет в наличии разработанного, также можно найти и в интернете. Но такой праздник будет в тягость ведущим и не принесет никакого удовольствия зрителям. Поэтому так важно привлекать к выбору темы, сценария и названия непосредственно самих ребят. Чем больше активного участия в организации примут дети – тем более живым и душевным будет мероприятие. Взрослые могут направлять и помогать, но если мнение участников не будет учитываться, то и сам праздник получится формальным.
Активное участие детей в подготовке к мероприятию может стать хорошим уроком патриотизма. Когда они узнают героическое прошлое страны по рассказам ветеранов, сами собирают истории, читают настоящие фронтовые треугольники, разглядывают военные фотографии фактически своих ровесников, именно тогда дети понимают истинную трагедию, которую довелось пережить нашему народу. А ведь осознание подрастающим поколением тяжести тех лет, ужасов фашизма и концлагерей помогут не допустить повторения того кошмара и ценить мир на земле и в своей стране.
Пример сценария праздника ко Дню Победы
В качестве образца можно взять следующий сценарий. Для его воплощения необходимо задействовать не менее 10-и человек учащихся. Также понадобится реквизит: форма военных лет, свечи, костюмы для танцующих пар, магнитофон и заранее подобранное музыкальное сопровождение. Список приглашенных ветеранов нужно составить заранее и перед мероприятием купить нужное количество цветов.
Сценарий
В зал входят 4 ведущих.
Ведущий 1: Память времени – это история, и поэтому люди не должны забывать о страшных событиях, сотрясавших мир в разное время — жестоких войнах, унесших миллионы жизней, стерших с лица земли многие цивилизации, уничтоживших огромное количество культурных памятников.
Ведущий 2: Прошло более семидесяти лет, как окончена та страшная война, но её отголоски до сих пор не затихают в наших душах.
Ведущий 1: У нас нет права забыть ужас этой войны и тех солдат, которые отдали свои жизни ради мира. Мы не можем забыть, не имеем права.
Ведущий 4:
Воин умирает дважды:
На войне от винтовки вражьей.
И через годы, уже в настоящем,
От забывчивости в мире живущих.
Ведущий 3:
А если не было войны?
И нам всё это лишь приснилось?
Обескровленная земля,
Смертельные атаки, братские могилы,
Сожженные деревни и концлагеря…
Ведущий 3:
А если не было войны?
И у станков не умирали люди?
И бабы в наших деревнях,
Не засыпали на полях,
Упав на землю бездыханно…
Ведущий 4:
А если не было войны?
И «мессер» — лишь игрушка?
Дневник умирающей Нади
Был не написан в Ленинграде…
Ведущий 3:
А если не было войны?
И мы ее в уме рисуем?
Но почему же старики
Грустят так в мае и тоскуют…
Ведущий 4:
А если не было войны?
И нам всё это лишь приснилось?
В зал выходит ученик в военной форме
Ученик:
Июнь … Уходило солнце в закат.
И теплые ночи светились,
Везде слышался смех ребят,
Не знающих пока, что такое горе.
Июнь … Тогда ещё не знали мы,
С выпускных возвращаясь домой,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м.
Играет вальс. На сцене танцуют пары.
Неожиданно музыку прерывают звуки бомбежки и воздушной тревоги. Пары замирают. Звучит сообщение о начале войны.
Ведущий 2: 22 июня, утром, в 4 часа… Именно тогда для миллионов жителей нашего Отечества изменилось все – каникулы, экзамены, любовь, свадьбы… Все это ушло, стало неважным перед огромной опасностью — Войной.
Ведущий 1: Никто не ждал, и никто не был готов… Но уже 22 июня люди погибали, отдавая свою жизнь за родину. Уже 22 июня земля рвалась от снарядов, стонала под гусеницами танков. Отсчет начался – ровно 1418 страшных дней, и каждый из них наполнен горем от потерь, непосильным трудом и бесконечным ожиданием писем и весточек с фронта.
Песня «Идет война народная…».
Ведущий 3: Страна встала. На защиту становились все! Вчерашние школьники прибавляли себе возраст, для того чтобы попасть на фронт. Уходили, чтобы не вернуться. Ведь почти все, кто закончил школу в 1941 году, не вернулись домой …
Звучит «До свидания мальчики!»
Ведущий 1: За родную землю сражались насмерть все, от мала до велика. А фашисты зверели. На передовой не было места, не пострадавшего от взрывов снарядов. Но наши бойцы снова и снова поднимались в атаку.
Ведущий 2: Что же помогало им выжить в этой кровавой мясорубке, когда каждая атака могла быть последней? Любовь! Любовь матери, невесты жены и детей. Письма, приходящие из дома, были так желанны для солдат! А солдаты в ответных фронтовых треугольничках старались успокоить своих родных, не рассказывая о том ужасе, который творился вокруг.
В зал входят 3 ученика в военной форме.
1 ученик:
Дорогая, милая мама!
Ты почаще меня вспоминай,
Только плакать украдкой не надо!
И пусть далёко родимый край,
Но я вернусь к тебе, честное слово!
2 ученик:
По-прежнему ведь я с тобой,
С тобою Россия вся, ты не одна, родная!
Ты в сердце у меня, когда иду я в бой,
Свою Отчизну от врагов спасая.
3 ученик:
На зов твой сердцем я откликнусь,
За жизнь твою я мужеством отвечу.
И пусть я далеко, но я вернусь
И ты, как прежде, выйдешь мне навстречу.
Ученики уходят, в зал входит мать. Поет песню Л. Гурченко Молитва
Ведущий 1: Война – это не только смерть и потери, но и высшее проявление патриотизма, мужества. Образы любимых, семьи, родных помогали нашим солдатам выстоять, придавали им сил для борьбы с фашистами.
Ведущий 2: Война не смогла убить способность любить. Воспоминания о днях, проведенных с родными, понимание, ради чего сражаются, помогали воинам не сдаваться и идти к Победе!
В зал входят ученик в солдатской форме и ученица.
Солдат:
Темная ночь. Костер догорает.
Как на ладошке звезды видны.
Стараясь слезу удержать,
Ты пишешь письмо мне, родная,
Мечтая скорее обнять.
Ученица:
Теплее в окопе от писем.
И видишь за каждой строкой,
Любовь твою, голос твой слышишь,
Как будто за тонкой стеной.
Солдат:
Вернемся мы точно – я верю и знаю.
И счастье такое придет!
Забудутся боль и разлука, страданья,
И к нам только радость войдет!
Ученица:
Когда-нибудь вдвоем с тобою
К плечу прижимаясь плечом,
Мы старые письма, как хронику боя,
Как летопись чувств пролистнем.
Ученица исполняет песню «Серёжка с Малой Бронной»
4 ученика входят с горящими свечами:
1 ученик
Помолчим, мы друзей вспоминая,
Кто остался в земле навсегда…
Тех, кто жизнь свою отдал без сожаленья,
Не забудем ведь мы никогда!
2 ученик
Помолчим, чтобы вспомнить о них
Теплым, искренним, добрым словом,
Пусть воскреснут они хоть на миг
Мы увидим каждого, как живого!
4 ученик
Незабываема война,
И память тех, кого нам не забыть,
Давайте встанем на минуту
И, вспоминая, помолчим.
3 ученик
Почтим минутой молчания светлую память всех погибших в этой войне.
Минута молчания.
Ученики гасят свечи и уходят из зала. Ученица исполняет песню «Маки».
Ведущий 2: Вечная слава тем, кто в годы войны защищал нашу страну от врага, кто дни и ночи стоял у станков, всем тем, кто своим трудом и подвигом приближал победу. Победителей, наших дорогих ветеранов, мы хотим поздравить сегодня и подарить цветы.
Учащиеся вручают цветы ветеранам.
Ведущий 1:
Этот день необычный и яркий,
Многие люди ждут со слезами.
Праздник Победы – он долгожданный!
Шествует он по стране!
Ведущий 3:
Берегите ваши ордена! Они вам за победу,
За подвиг ваш бессмертный вручены,
Носите ордена! В них все рассветы и закаты,
Что прошагали вы дорогами войны!
4 ученик:
Носите медали и ордена!
На кителях, рубашках и куртках,
Носите их, и не снимайте никогда!
Пусть видят все героев наших,
Кто жизнь готов был за всех нас отдать!
Ученики исполняют «Фронтовики, наденьте ордена».
В тот день незабываемого мая.
На землю опустилась тишина,
Промчалась новость от края и до края:
Мы победили! Закончена война!
Ученики исполняют «День Победы».