МАЗ-7916 — обзор, характеристики, особенности и отзывы

Грузовые автомобили

Первый образец тягача МАЗ-7916 появился в начале семидесятых годов прошлого столетия. Создан он был на базе шестиосного шасси 547-й модели. К отличительным особенностям техники можно отнести сверхмощный силовой агрегат, размещаемый в передней части. По обе стороны от мотора монтировались две кабины, сделанные из специального сплава. Агрегат оснащался дюжиной односкатных колес с широкопрофильными покрышками. При этом десять элементов были ведущими, а первые три оси относились к управляемой категории. Немного позже машина получила полный привод, следующая модернизация произошла в 1980 году, после которой техника унаследовала свой основной индекс – МАЗ-7916. Обновленный комплекс сохранил базовую основу 547-й модификации. Экстерьер отличался увеличенными габаритными размерами и иной конструкцией кабин, которых в новом исполнении предусмотрено две штуки.

МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

Проектирование

Рассматриваемый агрегат проектировался во второй половине 70-х. Разработкой руководил В. Чвялев, упор был сделан на создание усовершенствованного ракетного шасси (12х12), основа которого не требовала бы кардинальной переработки предшественника.

В итоге МАЗ-7916 получил некоторые новые агрегаты, относительно умеренный свес рамы (3,96 м). К новшеству можно отнести впервые смонтированную левую кабину на два места с парой дверей. Правый аналог, как и основной узел, сделан из стеклопластика, однако вмещает только одного человека. Такая конструкция позволила всем членам экипажа находиться одновременно на своих местах во время выполнения боевого задания.

Изначально данная машина предназначалась для проведения испытаний и тестирования новых версий военных тягачей. Позже на агрегате транспортировали комплекс «Пионер». Кроме того, велись разработки на базе этой техники шасси с семью осями (7917).

МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

Начало

Первый экземпляр МАЗа-7916 был построен осенью 1979 года. Всего в этот период соорудили пять опытных версий. Все они оснащались силовым агрегатом на 710 «лошадей», гидравлическим трансформатором последней модификации, трансмиссией механического типа с четырьмя режимами, ведущими мостами с предельным показателем нагрузки по 14,7 тонны каждый. Кроме того, машина оборудовалась системой контроля давления в шинах.

Параметры

Основные характеристики МАЗа-7916:

  • КПП – механика с гидравликой на 4 режима.
  • Длина – 16,32 м.
  • Радиус поворота по минимуму – 27 м.
  • Скоростной порог по шоссе – 45 км/ч.
  • Вес в снаряженном состоянии – 32 т.

Всего было собрано 26 машин подобной модификации. Шасси успешно прошло все этапы тестирования, использовалось под установку систем «Шахин-2», «Хатф-Бабур» (в Пакистане), а также модернизированного комплекса «Пионер-3».

МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

Эксплуатация

На специальном колесном шасси МАЗ-7916 размещался СРК среднего диапазона действия (до 7,5 тыс. км). Подобная конструкция разрабатывалась с 1983 года, основа переоборудовалась на комбинате «Баррикады». Техника имела два базовых исполнения:

  • С возможностью эксплуатации 17-метровых ракет 15П-655 (моноблочная ударная часть с термоядерной боевой головкой).
  • Версия орудия 15Ж-57 с тремя разделяющимися «ударниками» и функцией персонального наведения.
  • На первые полигонные испытания МАЗ-7916 с комплексом «Пионер-3» вышел в конце весны 1985 года. Тесты показали реальную боеспособность системы, в результате чего она была признана как пригодная под монтаж испытываемого вооружения. В отличие от предшественников, новый комплекс оснащался иной аппаратурой управления, отличался повышенной точностью поражения мишеней. Вес полный оборудования – 83 тонны, предельная скорость – 40 км/ч.

    Интересные факты

    Намечались проекты создания 4-й версии «Пионера» (1987-1990), однако эти планы были разрушены после подписания договора о ликвидации РСМД. Разработки по созданию новой системы были полностью прекращены, до лета 91-го было ликвидировано несколько комплексов «Пионер-3» и более ранние версии. Сам процесс демонтажа не отличался технологическими внедрениями. Просто на расстоянии 800 миллиметров от задней части рамы отрезался кусок площадки, предназначенной по монтаж опорных и подъемных механизмов. Правда, в дальнейшем конструкция была трансформирована в модернизированную версию с пуском ракет непосредственно из внутренней части стартовых конвейеров.

    МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

    В итоге так некрасиво и позорно закончилась история развития советских военных «Пионеров» на базе МАЗ-7916, описание и цена которого разнятся в нескольких моментах, в зависимости от подаваемых источников.

    Отзывы специалистов, которым удалось поработать с этими экспериментальными машинами, говорят о том, что техника могла бы стать флагманом в своем роде. Как это часто бывает, всему помешали политические моменты и бюрократические дрязги. Стоит отметить, что в своих откликах некоторые профессионалы упоминают о том, что шестиосное шасси МАЗ-7916 все-таки удалось спасти. В 1994 году оно было трансформировано в модель 79161 грузоподъемностью 50 тонн, служащую для установки военного и гражданского специального оборудования.

    Модификации

    Советские разработки новейших семиосных шасси на базе белорусских тягачей типа 7912 и 7917 создавались для транспортировки межконтинентальных комплексов «Тополь», которые остаются на вооружении российской армии и в настоящее время.

    Отличаются эти тягачи необычной колесной формулой версии 14 х 12. В проектировке подобных машин также велись работы по созданию аналогичных систем с вариацией типа кабин и количества ведущих мостов. Эксплуатационное руководство МАЗа-7916 предусматривает использование машины с одним управляемым (не ведущим) колесным приводом.

    МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

    Особенности

    Такое оригинальное и довольно спорное конструкционное решение было принято с учетом общего наличия колесных пар, которые требовали минимального увеличения собственного веса при одновременном упрощении общей конфигурации.

    Асимметричная и своеобразная конструктивная схема привела к тому, что средний усиленный мост стал основным узлом, нацеленным на преодоление невысоких неровностей. При этом на блок кратковременно могла воздействовать вся масса техники, показатель которой нередко превышает 100 тонн. Максимально унифицированные между собой шасси моделей 7917 и 7912 предусмотрены на базе МАЗовских агрегатов 547В и 7916. Эти модификации получили две разные по строению и материалу кабины, оснащались усиленными и удлиненными рамами, усовершенствованными узлами технического направления.

    Что в итоге?

    В отличие от «прародителя», серии 7912 и 7916 имели нестандартную для того времени длину – 12,7 м. Увеличение произошло за счет введения дистанции 1,8 метра между четвертым и пятым мостом. В итоге колесная база получила сложную формулу типа 2,3/2,3/2,8/1,8/1,75/1,75 м. У всех пар колесных элементов колея соответствовала показателю 2,7 метра при монтажной высоте рамы 1,53 м.

    МАЗ-7916 - обзор, характеристики, особенности и отзывы

    Основные параметры в виде максимальной скорости 40 км/ч и дорожного просвета 47,5 сантиметра остались без изменений. Радиус поворота достиг 2700 миллиметров, расход горючего составил примерно 200 литров на 100 километров. Разгон техники до максимальной скорости не превышал 65 секунд. Машины приспособлены для эксплуатации в экстремальных климатических условиях и на дорогах горной местности, высотой до двух тысяч метров над уровнем моря. Машина с легкостью способна преодолеть брод глубиной 1100 мм, продольные подъемы в 10 градусов, косогоры с пятипроцентным уклоном. Выдерживание статического крена – 40 грамм. Расчетный пробег составил не менее 18 тысяч километров, в части силового агрегата – 500 моточасов, гарантийный срок эксплуатации и хранения – десять лет.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.