Семейство новых трехосных самосвалов под обозначением МАЗ-5516 выпускается на Минском автозаводе (МАЗ) с 1994 года. Отличительными чертами семейства являются простота конструкции и большой запас прочности. Эти факторы считаются определяющими при покупке новых или подержанных машин на базе МАЗ-5516. Покупателей не пугает ни невысокая коррозионная стойкость кабин, ни нестабильное качество продукции завода.
Разработка
Первый опытный образец модернизированного автомобиля под обозначением МАЗ-551605 создан в апреле 2002 года. В качестве силового агрегата использовался дизель ЯМЗ-238ДЕ2. В дальнейшем базовое шасси стало применяться для установки различных надстроек – самосвальных кузовов различной конфигурации, бетономешалок, коммунальных машин и т. д. Благодаря мощному основному двигателю удалось обеспечить высокие технические характеристики МАЗ-551605.
Шасси имеет привод на два задних моста, что обеспечивает хорошую проходимость и позволяет использовать машины при сложных дорожных условиях. Для соответствия современным требованиям в системе тормозов применена антиблокировочная система. По заказу шасси оснащается комфортабельной кабиной с дополнительным утеплением и ремнями безопасности для всех мест, автономным подогревателем двигателя, системой ограничения скорости.
Самосвал
Трехосный самосвал на основе МАЗ-551605 разработан для перевозки сыпучих грузов с разным размером фракции. Кузов его может разгружаться в три стороны. Существует несколько вариантных исполнений самосвала, различающихся типом кабины, видом самосвального кузова и наличием возможности работы в сцепке с прицепом.
Выпускающиеся в настоящее время машины могут оснащаться дизелями ЯМЗ-238ДЕ2 или более мощным мотором ЯМЗ-7511-10Е2. Оба двигателя соответствуют нормам выхлопа Евро-3. Моторы оснащаются коробками передач либо отечественного производства (модель ЯМЗ-2381), либо импортного. Штатная грузоподъемность всех самосвалов — 20 тонн.
Одним из направлений деятельности авто является перевозка сельскохозяйственных грузов. Для выполнения таких работ предназначен МАЗ-551605-271 с высокими бортами кузова. В случае необходимости самосвал может перевозить любые сыпучие грузы. Кузов с односторонней разгрузкой имеет систему обогрева пола выхлопными газами. Машина комплектуется подрессоренной кабиной без спального места.
Силовой агрегат состоит из 330-сильного дизельного мотора с турбиной ЯМЗ-238ДЕ и девятискоростной коробки передач модели 9JS135A. Машина имеет большой запас хода, благодаря баку емкостью 350 л.
Бетономешалка
На «мазовском» шасси разработан и производится миксер для цементных и бетонных смесей под обозначением АБС-8 ДА. Бетономешалка рассчитана на широкий температурный диапазон эксплуатации (от минус 30 градусов до плюс 40).
Рабочий барабан ёмкостью 8 кубометров изготовлен из стального листа и имеет регулируемый лоток для выгрузки смеси. Загрузка барабана осуществляется сверху, через специальную горловину. Высота выгрузки регулируется наклоном лотка и дополнительными желобами и может достигать 2 м от уровня земли. Средняя скорость разгрузки – около одного кубометра в минуту.
Для перемешивания смеси на ходу используется отдельный 50-сильный дизель Д-144 с воздушным охлаждением. Вращение на барабан передается через шестеренчатый редуктор. Максимальная частота вращения барабана – до 14 оборотов в минуту. Бетономешалка АБС-8 ДА на шасси МАЗ-551605 имеет неплохие скоростные характеристики – максимальная скорость груженой машины достигает 50 км/час, а порожней – до 75 км/час.