Гибралтарский пролив Средиземного моря отделяет территорию современного Марокко от южно-европейских стран. Именно близость к Европе определила столь необычную и разноликую культуру этого североафриканского государства, которое на протяжении своей долгой истории подвергалось нашествию различных племен и народов как христианского, так и мусульманского вероисповедания. Благодаря арабским племенам, исповедующим ислам, через Марокко протянулись караванные пути из Индии в Средиземноморье, которые смешали многие восточные культуры, объединили народы, создав единое культурное пространство. Неоднократные вторжения испанцев и португальцев, а позднее, в девятнадцатом веке, колонизация этих земель англичанами, французами, немцами, итальянцами и испанцами внесло свою лепту в развитие и расширение культурных рамок, привнесло в арабо-мусульманские традиции общеевропейские веяния. Французы и испанцы, которые захватили наибольшее количество земель, достаточно бережно относились к национальным и культурным традициям этого африканского государства. Внося несомненный вклад в развитие промышленности, образования и торговли, французские колонизаторы старались сохранить самобытный яркий стиль востока. Новые дома и кварталы, которые возводились французскими архитекторами в Марокко, бережно и умело сочетали в себе различные стилевые направления, сохраняя неповторимую восточную красоту.
Марокканский стиль, словно сборник старинных арабских сказок, вобрал в себя множество фантастических сюжетов, казалось бы, несоединимых между собой. Древность здесь успешно соседствует с более современными темами, а интернациональные традиции создают плотную, многоцветную, очень живую и динамичную художественную структуру, словно тончайшая арабская вязь повествующую о сложной истории развития этой культуры.
В современных интерьерах чаще всего используют испано-мавританский или андалузский стиль – это одно из направлений марокканского стиля в дизайне и архитектуре. Главное здесь – умение импровизировать и создавать смелые сочетания фактур, материалов и цветов.
Марокканский стиль. Колористика
Пожалуй, самое сложное при создании любого интерьера – это его гармоничное цветовое решение, отвечающее не только общему стилевому направлению, но и вкусам и настроению хозяев квартиры. Марокканский стиль – это сочетание теплых и холодных контрастных цветов и оттенков, создающее вибрацию, импульсивность и движение. Здесь успешно сочетаются теплые тона пустыни, спелых плодов и пряностей (охра, терракота, золотистый песок, шоколадно-коричневый, ванильный и белый) с ярко-синим, ультрамариновым, изумрудно-зеленым и черным, а в качестве ярких акцентов используется насыщенный красный и глубокий фиолетовый.
Стены и потолок
Современный интерьер в марокканском стиле предполагает изысканную отделку стен и потолка. Как правило, цвет стен выбирается теплый, имитирующий традиционную штукатурку «таделакт», которую с успехом можно заменить современными отделочными материалами, например, венецианской штукатуркой или структурными обоями.
Очень характерны для данного стиля – сочетание однотонного цвета стен с белым или ярким контрастным резным многоуровневым фризом под потолком, состоящим из гипсовой лепнины и мозаичного орнамента, или яркие орнаментальные вставки в арочные ниши на однотонной стене. Кстати, такие вставки из гипса или металлической ковки стоят дорого, но их легко можно заменить плетеными из веревки панно с помощью вязального крючка или в технике «макраме». В подготовленную в стене нишу плетеная фигурная сетка натягивается с помощью специального каркаса, ее можно подсветить светильниками из цветных стекол, украсить бронзовыми колокольчиками, крупными стразами и декоративными камнями.
Очень часто марокканский стиль использует мелкую керамическую мозаику, которой украшается часть стены или полностью выкладывается невысокая панель. Цветными мозаичными орнаментами с характерным узором украшаются столешницы, печи, портал камина или декоративный фонтан.
Что касается потолка, то его отделка зависит от высоты помещения и его общего предназначения. При высоких потолках используют резные деревянные элементы, которые расписывают вручную. Дерево в современном интерьере можно заменить гипсовыми или полиуретановыми (только не пенопластовыми) потолочными плитками, которые раскрашивают цветными красками, подчеркивая красоту рельефного орнамента. Другой вариант отделки потолка – это балки, между которыми можно разместить деревянные узорные решетки или просто уложить поперек балок тонкие прутья олеандра или другого южного дерева, покрытые белой краской или известью.
Марокканский стиль. Отделка пола
Безусловно, в качестве отделочного материала для пола используют, в первую очередь, керамическую плитку, мозаику, а также декоративный камень. Можно заменить их линолеумом с соответствующим рисунком, но лучше все же, остановиться на камне или керамике и сделать систему «теплый пол».
Мебель, текстиль и аксессуары
Интерьер в марокканском стиле – это использование интересных, неординарных вещей, приобретенных в ремесленных или художественных мастерских, а также на восточных базарах. Мебель обязательна резная, темного, почти черного цвета, расписанная вручную или инкрустированная перламутром, а также украшенная металлическими решетками. Резные массивные сундуки с чеканными замками, яркие из цветного стекла рамы для зеркал, многочисленные изящные керамические кувшины, а также большие бронзовые фонари с разноцветными стеклянными плафонами – все это атрибуты марокканского стиля. Очень необычно, креативно и современно будет смотреться в небольшой комнате подвесной диван, украшенный балдахином, большими валиками и многочисленными подушками.
Особое место в таком интерьере уделяется текстилю. Это многослойные и многоцветные занавеси на окнах и арочных проходах, это пышные богатые балдахины над кушеткой, диваном или кроватью, а также множество ярких и изысканных вышитых подушек и тонких, цветных ковров, которыми застилают диваны, кровати и полы.
Марокканский стиль в интерьере – это роскошь и изящество, яркость и утонченность. Это обязательно ручная, тонкая работа, в которой древние восточные традиции сочетаются с фантазией и новаторством художника.