В начале 50-х годов в военном ведомстве СССР родилась идея создания простейшего транспортного средства для доставки боеприпасов и перевозки раненых в боевых условиях. Основным катализатором возникновения идеи стал опыт Корейской войны. Применявшиеся в ходе конфликта полноразмерные автомобили не смогли полноценно выполнять такие задачи.
Первый блин комом
В качестве силового агрегата заказчики предлагали 23-сильный двигатель мотоцикла М-72. Такое пожелание было высказано с целью максимальной унификации техники. Первоначально заказ на разработку поступил в конструкторское бюро Ирбитского мотоциклетного завода. После черновой проработки и анализа проекта ИМЗ был вынужден отказаться от заказа. Дальнейшие работы стал вести НАМИ при содействии специалистов ИМЗ. Автомобиль получил рабочее название ТПК (транспортер переднего края).
Первый проект будущего военного автомобиля ЛуАЗ разработал Ю. Долматовский. Однако его работа сильно отличалась от технического задания и была отклонена заказчиком. Но благодаря этому проекту задание было доработано и конкретизировано по целому ряду пунктов.
Новая концепция
Второй проект разрабатывал известный конструктор Б. Фиттерман. Его машина, в отличие от первого проекта, имела переднее расположение силового агрегата. Изначально в конструкцию машины был заложен принцип полного привода, что потребовало создания новой трансмиссии. Для обеспечения низкой высоты машины подвеска колес делалась независимой на торсионах.
Поскольку заказчик требовал обеспечить размещение водителя и двух лежачих раненых в салоне жестко ограниченного размера, то место водителя расположили по оси машины. На местах для раненых имелись откидные скамейки для сидячих пассажиров. Еще одним оригинальным решением стала складная рулевая колонка, позволявшая управлять машиной из лежачего положения. Такое решение было продиктовано требованием заказчика обеспечить минимальную высоту машины. В конце 1956 года именно такой нестандартный проект будущего ТПК ЛуАЗ-967 (LuAZ 967) был утвержден военным ведомством.
Фиаско второго проекта
Первый прототип машины с мотоциклетным мотором был построен в 1957 году, после чего в НАМИ продолжились работы над усовершенствованием проекта. Именно в ходе этих доработок будущий ЛуАЗ-967М получил знаменитые колесные редукторы, позволившие увеличить дорожный просвет до 262 мм.
Доработанный прототип под обозначением НАМИ 032 прошел очередной цикл испытаний, по результатам которых был забракован. Теперь заказчика не устроило его же требование – двигатель М 72. Критике подверглись недостаточная мощность, неспособность машины к преодолению водных преград и превышение веса конструкции.
Свет в конце тоннеля
ЛуАЗ-967М спасло создание «Запорожца» с его V-образным двигателем воздушного охлаждения. Уже в 1961 году строится второй модернизированный прототип с мотоциклетным мотором М 72, но конструктивно машина могла быть оснащена двигателем нового типа.
Через год опытный образец был передан на завод «Коммунар» для проведения работ по интеграции нового «сердца». Многие конструкторы заводов ИМЗ и НАМИ перешли в новое бюро в Запорожье.
Запорожский вариант
На новом месте была создана окончательная концепция транспортера переднего края ЛуАЗ-967М. В качестве силового агрегата применили 27-сильный мотор МеМЗ 966. Изменился принцип трансмиссии – передние колеса получили неотключаемый привод, а задние подключались водителем по мере необходимости.
Привод заднего моста был выполнен по уникальной схеме – коробка и мост соединялись стальной пустотелой трубой в жесткую конструкцию. Внутри трубы проходил приводной вал. Полуоси обладали свободой относительно картера заднего моста благодаря карданным шарнирам на редукторе и сухарному узлу на дифференциале. Для расширения тягового диапазона в трансмиссию включили понижающую передачу и блокиратор дифференциала заднего моста. Органы управления этими устройствами вывели на место водителя.
На передней части машины имелась лебедка с приводом от носка коленчатого вала двигателя. Основным предназначением лебедки было подтягивание пластиковых волокуш с ранеными. Волокуши входили в стандартное оснащение машины. Кроме того, в комплект входили металлические трапы для преодоления препятствий. Трапы могли устанавливаться по бортам и исполнять роль защитных экранов.
Все рычаги управления автомобилем находились на полу кузова между ногами водителя. За рулевым колесом находился типовой щиток приборов от грузовиков. На щитке по центру имелся спидометр, слева от него указатели давления и температуры масла, справа – указатели топлива и зарядки батареи. Кроме того, на щитке имелось несколько контрольных ламп и переключатели. На рулевой колонке стояла фара-искатель и подрулевой переключатель.
Долгий путь в серию
Машина в таком виде получила обозначение ЗАЗ-967 и после испытаний была рекомендована к серийному производству. Но завод «Коммунар» не имел возможности развернуть производство еще одной модели, поэтому документацию на машину передали на Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). Завод начал осваивать производство ТПК и гражданского внедорожника модели 969В.
Если производство гражданских машин началось уже в 1967 году, то с производством транспортера опять возникли проблемы. Машина была официально принята на вооружение в 1969 году под обозначением ЛуАЗ-967 и предназначалась для поставок в различные рода войск. Но каждый из родов войск выдвигал свои требования и замечания к конструкции, что приводило к постоянным доработкам машины. ЛуАЗ-967 никогда не выпускался серийно, существовали лишь отдельные образцы.
Модернизация несерийной машины
Опыт эксплуатации внедорожников ЛуАЗ-967 из опытных партий показал необходимость применения более мощного двигателя. Положение вновь спас Мелитопольский моторный завод, начавший выпуск 37-сильного мотора МеМЗ 968. Армейский вариант этого мотора под индексом 967 установили на многострадальный транспортёр.
Двигатель МеМЗ 967 отличался от гражданского мотора доработанной системой охлаждения. В нее включили дополнительный радиатор для охлаждения масла с индивидуальным электрическим вентилятором. Осевой вентилятор двигателя не продувал ребра цилиндров, а вытягивал через них воздух и выбрасывал его из моторного отсека. Поскольку армейская машина должна надежно работать в широком диапазоне температур, то двигатель оснастили пусковым устройством 5ПП-40А. Устройство представляло собой шприц, с помощью которого в коллектор впрыскивалась горючая жидкость (сернистый эфир) с низкой температурой испарения.
Опционально машину оснащали воздушным предпусковым подогревателем ШААЗ 967-1015009-01. Конструктивно он представлял собой автономный отопитель от автомобилей ЗАЗ, приспособленный к переноске. В комплекте имелись металлические гофрированные рукава для подачи горячего воздуха к узлам прогреваемого двигателя.
Остальные изменения были малозначительны – несколько изменились элементы внешнего оформления машины, снизилось передаточное число редукторов колес. В 1972 году была собрана первая партия машин для испытаний. По их результатам машину вновь рекомендовали к серийному производству, теперь уже под обозначением ЛуАЗ-967М.
Долгожданная серия
Машина начала сходить с конвейера в 1975 году, т.е. спустя почти 20 лет после оформления первичного технического задания. Выпуск машины осуществлялся исключительно по армейским заказам и продолжался практически до распада СССР. Последние экземпляры собрали в самом конце 80-х годов. Прекращение производства было связано с ухудшением финансирования армии, которая перестала заказывать новые машины. Всего было собрано порядка 20 тысяч ТПК.
На базе машины были созданы несколько модификаций для установки различного вооружения – гранатометов, безоткатных орудий и ракетных установок для поражения наземных и воздушных целей. Такие самоходные установки выпускались ограниченными опытными тиражами.
Параллельно в серию пошла и модернизированная гражданская версия. Машина отличалась простотой конструкции, она продолжает пользоваться популярностью и в наши дни. Широко распространён тюнинг ЛуАЗ-969М. Способы доработок поражают своей широтой – установка двигателей с жидкостным охлаждением, установка цельнометаллических кузовов оригинальной конструкции и многое другое.
Опытной серией был выпущен патрульный вариант машины под обозначением ЛуАЗ-967МП. Транспортер оснащался радиостанцией и местами для экипажа на штатных местах для носилок. Снаружи патрульную версию отличал передний бампер, зеркала заднего вида и тент над пассажирским отделением.
Серийные изменения
В ходе производства в конструкцию ЛуАЗ-967М вносились разнообразные изменения. В 1978 году машина получила светотехнику с полным соответствием международным стандартам. Такое изменение позволило применять транспортер на дорогах общего пользования. Вместо одиночной фары-искателя на рулевой колонке применили две стационарные — по углам кузова. Заднюю круглую светотехнику заменили прямоугольные комбинированные фонари стандартной модели ФП133, расположенные вертикально.
Вторая крупная доработка была произведена через несколько лет и коснулась вопроса плавучести машины. Из конструкции убрали негерметичный задний борт и установили бытовой насос «Малютка», который откачивал попадающую в корпус воду. Задние фонари ФП133 стали устанавливаться горизонтально.
Третий этап доработки конструкции пришелся на середину 80-х годов. На машине стали ставить немного модернизированный 39-сильный двигатель и улучшили уплотнение узлов машины. В конструкцию вновь ввели оригинальный насос для откачки воды из корпуса.
Наши дни
Вскоре после распада СССР начались продажи армейской техники со складов хранения. В числе этих машин были и машины ТПК. Многие владельцы осуществляют самостоятельную доработку и тюнинг ЛуАЗ-967М.
Основным направлением внешней модернизации являются установка силовых бамперов в передней и задней части кузова, а также установка более крупных колес с внедорожной резиной. Салон машины оснащают более комфортабельными сидениями и дугами для тента. Благодаря тюнингу технические характеристики ЛуАЗ-967 заметно улучшаются. Но особенно ценятся машины в оригинальном состоянии, которые часто становятся украшением любой коллекции автомобилей.