Городской автобус ЛиАЗ-5292 (большого класса, низкопольной конфигурации) был представлен в рамках Московского Автосалона 2003 года. Машина на тот момент оснащалась силовой установкой фирмы Caterpillar поперечной компоновки и совмещенной с автоматической трансмиссией компании Voith. Ходовая часть состояла из двух мостов портальной конструкции. Автобус ЛиАЗ-5292 был запущен в серийное производство и стал поступать малыми партиями в автопарки Москвы, а также в Воронеж, Иваново, Курск и другие крупные города.
Модернизация
Модель себя не оправдала, в Московских автохозяйствах уже в 2014 году начались ее массовые списания. Потребовалась глубокая модернизация, замена двигателя на более мощный, усовершенствование рулевого механизма и дверных сервоприводов. Кроме того, на базовом ЛиАЗ-5292 в жаркое время плохо работала система кондиционирования, в результате чего вся задняя часть салона чрезмерно прогревалась, создавались некомфортные условия для пассажиров.
Доработанному автобусу присвоили индекс 5292-20. Главным отличием от базовой модели стал новый двигатель MAN D0836 LON, соответствующий экологическим стандартам Евро 4. На машину установили приборную панель от модели ЛиАЗ-6213, как хорошо зарекомендовавшую себя. Оптику использовали точечную, компании Гелла. Системы кондиционирования монтировались двух видов — Конвекта и Сперос. Летом 2011 года начались массовые поставки новой модели в автохозяйства Москвы и в отдельные российские регионы.
Стеклянные двери
Следующая модификация ЛиАЗ-5292-22 была запущена в производство в декабре 2013 года. Машина оснащалась дверями из цельного стекла с резинометаллической рамой. Все выпускаемые автобусы данной модификации поступили в распоряжение ГУП МО Мострансавто.
Одновременно была выпущена небольшая партия машин пригородного типа. Эти автобусы не имели задней двери, число посадочных мест в них увеличили до 32. Первая партия в количестве 50 машин была отправлена в Сочи.
Всего с начала производства и по настоящее время на Ликинском автозаводе было создано более десяти различных модификаций, которые успешно работают на городских и загородных маршрутах во многих российских городах. В целом эксплуатация ЛиАЗ-5292 себя уже оправдывает, и машина даже отправляется на экспорт. Отзывы от зарубежных партнеров Минтранс России получает положительные.
Аккумуляторное питание
На отдельном производстве собирается модификация ЛиАЗ-5292-6274 (опытный электробус). Машина оснащается литиевыми аккумуляторами фирмы Лиотех. Запас хода при полной зарядке составляет около двухсот километров. Подзарядка осуществляется на специальных станциях, оборудованных терминалами на шесть заправочных подъездов.
Также на Ликинском заводе налажен выпуск автобуса с газовым двигателем ЛиАЗ-5292-71. Эти машины работают начиная с 2010 года. После инцидента со взрывом газовой емкости, который произошел 9 мая 2013 года, все автобусы с газовым двигателем были сняты с маршрутов. Однако системных дефектов обнаружено не было, постепенно все машины вернулись на улицы Москвы. Двадцать девять автобусов работают на периферии, в основном, в Химках. Тридцать машин на газе курсируют в Челябинске, столько же в Санкт-Петербурге. В конце 2015 года крупная партия автобусов отправлена в Крым, часть из них работает на городских маршрутах в Симферополе, часть эксплуатируется на трассе Симферополь — Алушта.
ЛиАЗ-5292: технические характеристики
Весовые и габаритные параметры:
- длина автобуса — 11 990 мм;
- высота — 2 880 мм;
- ширина — 2-500 мм;
- база колесная — 5 960 мм;
- колесная формула — 4 х 2;
- ширина дверных проемов — 2 х 1325 и 1 х 1225 мм;
- число дверей — 3;
- высота потолка внутреннего помещения — 2280 мм;
- полная масса — 18 390 кг;
- радиус разворота — 11,5 метра.
Силовая установка
Автобус комплектуется двигателем немецкой фирмы MAN (модель MAN D0836LOH с турбонаддувом).
Характеристики мотора:
- число цилиндров — 6;
- расположение вертикальное;
- экологический стандарт — Евро 4;
- рабочий суммарный объем цилиндров — 6,870 куб./см;
- максимальная мощность — 176 л.с. при частоте вращения 2400 оборотов в минуту;
- крутящий момент — 925 Нм при вращении 1800 оборотов в минуту;
- расположение мотора — заднее.
Ходовая часть
В основном подвески автобуса собираются из узлов, поставляемых немецкими производителями. Автобус ЛиАЗ-5292, характеристики и параметры которого говорят о его надежности и долговечности, постепенно переходит на агрегаты отечественного производства. Качество российских деталей на данном этапе не хуже импортных, а по качеству стали даже превосходят зарубежные аналоги.
Отличительной чертой модели является встроенная система наклона кузова в сторону посадочной платформы на остановках. Это сделано для облегчения въезда в салон инвалидов-колясочников. Из подпольного пространства выдвигается специальный пандус, по которому и въезжает пассажир с ограниченными возможностями. Автобус отвечает всем требованиям эксплуатации в больших городах. Полная пассажировместимость салона составляет 112 человек. Сидячих мест — 20.