Нет, наверное, в стране отечественного автомобиля, пользующегося большей любовью, чем добрая, старая, проверенная временем и дорогами Нива. И хотя она потеряла свое законное имя, а взамен приобрела какое-то безликое название Лада 4х4, любовь к ней от этого нисколько не уменьшилась. Нива как была, так и осталась для всех Нивой. И пусть хозяева гламурненьких машинок посматривают свысока, стремительно пролетая мимо по автостраде, но все меняется, как только кончается асфальт.
История сегодняшнего автомобиля Лада 4х4 начинается с 1972 года, когда на испытания попали первые опытные образцы нового тольяттинского автомобиля. Производство копейки тогда было уже освоено и шло полным ходом. Перед коллективом молодого завода встала задача о разработке следующей модели. По предложению Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина, стали делать автомобиль, ориентированный на сельских жителей.
В тех первых машинах заложили новые для того времени технические решения. Во-первых, постоянный полный привод, позволяющий автомобилю преодолевать грязь нескончаемых российских проселков. Во-вторых, комфортабельный, по меркам того времени, салон. Внедорожники тогда были сугубо утилитарны и представляли собой просто ящик на колесах для движения по бездорожью, достаточно вспомнить знаменитый Виллис. По сути дела, ту Ниву с позиций сегодняшнего дня можно назвать первым в мире кроссовером.
Время подтвердило правильность решений советских инженеров. Эксплуатационные характеристики нового автомобиля получились превосходными. Он оказался способен проехать по бездорожью, уверенно чувствовал себя в городе и на трассе, его поистине боготворили охотники и рыбаки. Правда, и недостатков было много, и претензий к автомобилю хватало. Нива, или Лада 4х4, отзывы собирала самые разнообразные, от хвалебных до проклинающих.
Хоть плохо, хоть медленно, но машина менялась и улучшалась. Было несколько попыток модернизации Лада 4х4, но самой удачной надо признать последнюю, проведенную в 2009 году, когда машина смогла избавиться от многих болячек, присущих ей с самого рождения. Автомобиль стал гораздо комфортнее, динамичнее, более предсказуемым в своем поведении, и даже получил новые возможности для движения по проселкам и грунтовым дорогам.
Конечно, Нива не сравнится по уровню комфорта с современными автомобилями, но как простому и недорогому внедорожнику с отличными характеристиками, ей вряд ли найдется конкурент. Тем более, что работа над улучшением характеристик не заканчивается никогда. Одним из таких модернизированных вариантов может служить Лада 4х4 Рысь. По сравнению с обычной машиной, ее способность преодолевать бездорожье повысилась благодаря самоблокирующимся дифференциалам спереди и сзади, а изменённая подвеска позволяет преодолевать неровности с большим комфортом.
Автомобиль Лада 4х4 является наилучшим выбором для тех, у кого комфорт – не самое главное, а приоритетом является возможность двигаться в любых условиях на любых дорогах. Отличные внедорожные характеристики, приемлемая цена, простота и доступность – вот ее козыри.