В 2004 году в секретных лабораториях ОАО АвтоВАЗ (в которых, впрочем, и двери, и окна открыты круглосуточно) был создан концептуальный автомобиль Lada 2116. Дирекция автогиганта продолжала секретничать вплоть до открытия летнего Московского автосалона. Затем широкой публике был представлен принципиально новый седан с мощным 112-сильным двигателем и множеством новомодных опций. Оно и понятно, машину нужно было сделать особо ценной, поскольку стоимость проекта по созданию марки Лада 2116 Силуэт приближалась к 1 миллиарду долларов.
Автомашина получилась крупной и даже немного тяжеловесной. Это мотивировалось предположениями, что в России вот-вот начнется демографический бум и большим семьям понадобятся большие машины. Но возникает вопрос о том, нужна ли большой семье скорость 200 км/час, обозначенная на спидометре и реально возможная на хороших российских дорогах. Ведь цена автомобиля строится как раз на скоростных показателях и мощности двигателя.
Однако автомобиль не виноват, что вокруг него в очередной раз затеяли какие-то псевдополитические споры. Технически Lada 2116 является бесспорно удачной инженерной разработкой, машина с передним приводом, тормоза дисковые, и передние, и задние с вентиляцией, с гидроусилителем и АБС, двигатель экономичный, расход по среднему расчету — всего 7 литров бензина АИ-95, хорошие параметры шин – 195/65Р15 или 205/55Р16. Механическая коробка 5 передач. Наконец, суперсовременная оптика передних фар и очень стильные задние фонари.
Десять лет для раскачки, и в 2015 году АвтоВаз должен запустить серию Лада 2116. Такие предположения звучали на пресс-конференции в 2005 году. Ну что ж, пока все идет по плану. Кое-что за прошедшее время было добавлено в проект из партнерских соглашений с французским Рено, кое-что посоветовали из Дженерал Моторс, генеральная линия Lada 2116 уже прослеживается, модельный ряд будет включать в себя и седан (2116 ВАЗ) и универсал (2117 ВАЗ) и хэтчбек (2118 ВАЗ). Последний уже прошел перезентацию, причем очень успешно, объем двигателя стал меньше на 0,2 литра, а мощность осталась та же — 112 л.с. И КПП получила 6 передач, хотя зачем столько хэтчбеку, непонятно.
Много внимания в процессе разработки проекта уделяется в настоящее время тормозам новой Лады. Упрощается технически сложная замена тормозных колодок, для этого создается универсальная оснастка, позволяющая менять их буквально в полевых условиях. Уже два года пытаются подключить электронику для равномерного распределения усилий на тормозные составляющие, кодовое название системы — ЕБД. А также вводится механизм экстренного торможения БА. При нем Lada 2116 должна остановиться как вкопанная и, естественно, заполучить хороший толчок в зад от следующего за ней грузовика. Пусть не зевают и держат дистанцию!
Но самое главное, о чем на АвтоВазе говорят, затаив дыхание, это получение высшего балла по уровню безопасности автомобиля в рейтинге ЕвроНКАП. Престижная европейская норма, открывающая дорогу любому автомобилю, прошедшему тестирование. И если этого результата удастся достичь на примере Лады 2116, то 1 миллиард долларов потрачен не зря, проект будет завершен с честью. И Lada 2116, цена которой по расчетам экономистов не должна превысить 12 тысяч евро, станет все-таки семейным автомобилем.