Круиз контроль – это такое устройство, которое берет на себя управление скоростью движения автомобиля. Его можно установить на машины с любой трансмиссией, как с механической, так и с автоматической. Круиз контроль может быть пассивный и адаптивный (иначе активный).
Пассивный осуществляет поддержку скорости движения транспортного средства на постоянном уровне, заданном водителем. Он достаточно удобен в дальних поездках, ведь нога устает держать педаль газа постоянно. Скорость, заданная водителем, будет постоянной, пока он сам ее не изменит, нажав на педаль газа или тормоза, к примеру, при вынужденном торможении или во время обгона другого автомобиля на трассе. В подобном случае круиз контроль отключается, однако после того как водитель снова отпустит педаль тормоза или газа, снова устанавливается заданная скорость, которая и будет поддерживаться до следующего действия водителя. Во время движения тоже можно менять настройки.
Адаптивный или активный круиз контроль можно считать более продвинутой версией пассивного. Он следит за тем, чтобы ваш автомобиль не приближался к впереди идущему на расстояние меньше заданного. Если автомобиль, идущий впереди, будет снижать скорость, то система включит торможение. Такая система отличается от пассивной тем, что она зависит от деятельности тормозных систем безопасности ESP и ABS. При неисправности хоть одной из них круиз контроль отключится, о чем водитель узнает по специальному сигналу на дисплее. После избавления от дефектов можно будет снова ездить с максимальным комфортом.
Адаптивный круиз контроль может быть одного из двух видов – радарным или лазерным. Радарный тип отличается высокой стоимостью и эффективностью, именно поэтому его пока принято устанавливать на автомобили представительского класса и спортивные модели, относящиеся к дорогой категории. Лазерные более доступны по стоимости, однако в плохую погоду они теряют свои свойства, кроме того, они игнорируют грязные автомобили. Но не стоит полностью доверять системе круиз контроля. Владелец должен всегда следить за дорогой, так как система иногда ошибочно определяет наличие автомобиля, идущего впереди.
Немного истории появления круиз-контроля
Первый автомобиль, который был оснащен данной системой, был выпущен в далеком 1958 году. Модель — Chrysler Imperial. На этом автомобиле использовалась система, считывающая скорость, с которой вращался карданный вал, а потом посредством соленоида осуществляющая контроль подачи топлива в камеру сгорания. Это был наиболее простой вариант. Заметно позже появились системы, осуществлявшие контроль подачи топлива, считывая показания спидометра, измеряя скорость вращения колес или величину оборотов двигателя.
Появление адаптивного круиз контроля приходится на 1999 год, а установлен он был в автомобиле Mersedes-Bens. Появление принципиально новой системы, такой как полный адаптивный круиз контроль, относится к 2006 году. Такая система позволяет сделать ваш автомобиль полностью зависимым от впереди идущего, то есть она сама останавливает и разгоняет машину до скорости транспортного средства, движущегося перед ней.
Что делает круиз-контроль? Он занимается регуляцией дросселя, но не так, как водитель, то есть не посредством педалей газа и тормоза, а при помощи пневматического привода. Клапаном осуществляется регуляция мощности и скорости мотора посредством ограничения поступления воздуха. Основная часть круиз контроля выполнена в виде небольшого компьютера, расположенного под капотом или за приборной панелью. Он подключен при помощи датчиков к дроссельному контролю. Все остальные элементы данной системы взаимодействуют с узлами автомобиля.