Каждый год, 18 декабря, православные готовятся к великому христианскому празднику Богоявления Господнего или Крещения. Считается, что это третий по значимости из двенадцати главных праздников церкви, после Пасхи и Рождества Христова.
Весь день накануне праздника православным надлежало тщательно готовиться к предстоящему Богоявлению. Женщины прилежно убирали дома, так как считалось, что сор нужно выметать из самых труднодоступных мест. Сакральным значением предстоящего великого праздника было очищение от всего плохого, освобождение от грехов через омовение или погружение в святую воду. Более точное значение греческого понятия, которое вошло в православную традицию как крещение, подразумевает взятие на себя символа веры. Однако само по себе слово «крещение» означает освобождающее погружение. Так, Иоанн Предтеча (Креститель) окрестил Иисуса Христа в реке Иордан. Он погрузил его в воду на короткое время, совершив очистительное омовение.
Когда мы говорим об очистительном омовении, подразумевается именно духовное очищение и освобождение от грехов, а также возрождение в новой христианской жизни. По библейским текстам, Иоанн сразу узнал, кто пришел к нему, и ответил на просьбу Иисуса окрестить его: «Мне надобно креститься от тебя». Но жизнь Спасителя была примером во всем, абсолютным эталоном воли Господа, поэтому Иисус просил крещения со смирением.
Вторым названием праздника является Богоявление, так как Бог явил себя миру в трех ипостасях своего единства: Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа, и услышали люди глас Божий, исходящий с небес; Бог Сын крестился в реке Иордан; Дух Святой спустился с небес и снизошел, сев голубем на плечо Иисуса.
Православный праздник Крещения состоял из всенощного бдения, после которого совершается Великое водоосвящение. Всенощное бдение состоит из таких частей церковной службы: Великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
В день перед Крещением нельзя было употреблять никакой пищи, правило это было обязательным для всех, кроме маленьких детей, больных и пожилых людей. После уборки в жилищах, ближе к ночи, начинался Крещенский сочельник, который, по сути, был вечером-приготовлением к наступающему празднику. Его называют Навечерием Крещения Господня.
Вечером было принято собираться на семейные застолья. Как правило, это были члены одного рода, ведь сочельник — это семейный ужин или вечеря. На стол в обязательном порядке ставилось особое блюдо-сочиво. От этой традиции и пошло название обрядового ужина – Крещенский сочельник.
Сейчас почти потерян смысл и понимание приготовления главного блюда вечера, а в старину этому уделяли особое значение. Готовила сочиво старшая женщина рода. Именно она несла ответственность перед Богом за благополучие и здоровье всех членов семьи. После молитвы она брала глиняный сосуд с толстыми стенками. Глина символизировала связь с землей, что было важным в системе крестьянских верований. В сосуде деревянным пестиком (его изготовляли из липы) растирались семена растений до выделения сока, отсюда и название блюда — сочиво.
Процесс этот происходил в полной тишине. Женщина растирала мак или орехи круговыми движениями по часовой стрелке. Мак символизировал благополучие, орехи — достаток, движения ступки по кругу включали семью в круговорот жизни на земле. В украинском языке пестик называют «макогон». Растирая ингредиенты, женщина представляла каждого члена семьи, начиная со старейшины. Родного человека она представляла здоровым и сильным, просила у Бога благословить его. Так она делала до тех пор, пока не вспоминались все, даже дальние родственники. Затем полученную массу соединяли с отваренными семенами пшеницы и медом. Это блюдо, готовившееся на Крещенский сочельник, называют «голодная кутья», а застолье в этот вечер старались сделать как можно скромнее.
Присутствие на столе сочива, предписание не употреблять пищу накануне праздника и семейное застолье. Эти признаки объединяют Крещенский и Рождественский сочельник. После семейной трапезы взрослые члены семьи собирались на службу.
Существовала масса традиций, которые совершались в Крещенский сочельник. Снег от стогов считался универсальным средством для отбеливания льняной холстины, а девушки использовали его, чтобы сделать кожу белоснежной. Существовало поверье, что несколько горстей такого снега, брошенных в колодец, защитят источник от пересыхания. Крещенский снег собирали в особую закрытую посуду и ставили в темноту, за образа – это считалось сильным лекарственным средством.
Самым интересным было то, как верующие определяли момент наступления праздника Богоявления. Ближе к полуночи на стол ставили широкую посудину с водой, возле которой старались не разговаривать и не совершать резких движений. Считалось, что в тот самый момент, когда Бог открывает небеса, чтобы пролить благодать на землю и освятить воду, водная гладь в сосуде приходит в движение. В народе говорят: «Ночью вода сама колыхнется». Считалось, что после этого в течение нескольких минут небеса остаются открытыми, если успеть загадать сокровенное желание, глядя в небо, оно обязательно исполнится.