Этот автомобиль просто невозможно не заметить. Особенно впечатляющей будет встреча в лесу, когда он, полностью загруженный бревнами, спокойно проезжает по труднопроходимой дороге, которая почти для любой другой машины была бы обычным бездорожьем. Все сказанное касается одного из лучших советских тяжелых вездеходов – КрАЗ 255. Именно вездеходов — он и создавался с целью обеспечения доставки грузов и людей в любое место по любой дороге и бездорожью.
Создавался этот автомобиль по заказу военных на смену уже устаревшему КрАЗ 214Б. В 1967 году был выпущен первый КрАЗ 255 и производился до 1994 года, причем выпуск был прекращен по просьбе завода, хотя на него еще были заказы. Несмотря на то, что первоначально заказчиками были военные, он широко применялся и на гражданке. На его базе создавались лесовозы, топливозаправщики, подъемные краны, самосвалы, седельные тягачи и т.д. Применение для такой автомашины находилось не только внутри страны, но и за рубежом.
Сам по себе автомобиль отличался крайней простотой. Кабина у него была деревянная, обитая железом, панель управления примитивная с небольшим набором простейших приборов. Но достоинства этого автомобиля заключались не в комфортном салоне. Его колесная формула – 6х6, что подразумевает три ведущих моста. У КрАЗ 255 технические характеристики достаточно впечатляющие, масса составляет чуть больше одиннадцати тысяч килограммов, грузоподъемность немногим больше восьми тысяч килограммов, причем дополнительно он может транспортировать прицеп весом в десять тысяч килограммов почти без снижения своих характеристик.
В качестве двигателя стоит ярославский V-образный восьмицилиндровый дизель мощностью 240 л.с. Двигатель малооборотистый, но развивает приличный крутящий момент 883 Нм. С таким мотором комплектуется пятиступенчатая МКПП, в раздаточной коробке – демультипликатор. Для обеспечения поворачиваемости передний ведущий мост оснащен ШРУС. Для передачи момента используется пять карданных валов, средний и задний мост оснащены межосевой блокировкой дифференциала.
Максимальная скорость у КрАЗ 255 составляет семьдесят один километр в час, причем она сохраняется и с полностью груженым прицепом в десять тонн. При скорости шестьдесят километров расход топлива составляет тридцать пять литров на сотню. Подвеска рессорная, шины – широкопрофильные, за что и получил этот автомобиль прозвище лаптежник. Во всяком случае, он вполне способен преодолевать глубину один метр, подъемы до 56°, а подкачка шин позволяет менять в них давление в зависимости от грунта.
Несмотря на давно прекратившийся выпуск этого автомобиля, он, благодаря своей прекрасной ремонтопригодности и поразительной неприхотливости, до сих пор находится в эксплуатации, и частенько можно встретить объявления: Продам КрАЗ 255 в хорошем состоянии. Тем более что на его раме можно установить любой кузов, цистерну или иное вспомогательное оборудование.
Тяжелый вездеход КрАЗ 255, разработанный и изготавливаемый для нужд Советской Армии, кроме этого нашел широкое применение и в самых мирных отраслях народного хозяйства. Его можно было видеть везде: от аэродрома, где он выполнял задачи буксировщика самолётов, до непроходимых лесных дорог с многотонным грузом бревен. Универсальный, неприхотливый и всепогодный автомобиль был востребован в самых разных областях необъятной страны.