В настоящее время для уборки дорог стали популярными так называемые машины типа КДМ (комбинированная дорожная машина), которые строятся на основе голого шасси грузового автомобиля или размешаются непосредственно в стандартном серийном бортовом или откидном кузове. Преимуществом такой техники является универсальность, которая исключает простои машин в течение разных времен года. Все коммунальные машины могут использоваться как средство тушения пожаров (например, в лесных массивах).
Общие данные
Основными шасси для создания таких машин являлись грузовики Камского завода и завода имени Лихачева. После прекращения производства автомобилей ЗИЛ татарский грузовик стал основным отечественным шасси для крупной коммунальной техники.
КДМ на базе КамАЗ создается на основе обычного грузового шасси с удлиненным самосвальным кузовом и предназначается для уборки и ухода за поверхностью дорог с твердым покрытием в любое время года. Для этого машина оснащается всем необходимым оборудованием, управление которым выведено на отдельный пульт, расположенный в кабине водителя. Производство таких установок ведется на предприятии ПК «Ярославич», Мценском и Арзамасском заводах Коммаш и ряде других предприятий. При изготовлении КДМ на базе КамАЗ-65115 основной двигатель и трансмиссия машины остаются неизменными. На грузовике применяется 280-сильный восьмицилиндровый дизельный двигатель и механическая коробка передач.
Ярославский вариант
Основным узлом машины разработки ПК «Ярославич» модели КДМ-7615 является разбрасыватель смеси, который устанавливается непосредственно на пол откидного кузова. Поскольку смеси изготавливаются на основе различных солей, то корпус разбрасывателя должен быть устойчивым к их воздействию. Поэтому он изготавливается из достаточно толстого (около 3 мм) нержавеющего стального листа. Удорожание конструкции компенсируется большим сроком эксплуатации изделия. Внутренний объем бункера для смеси на КДМ на базе КамАЗ составляет около 8,3 кубометра.
Опционально бункер может быть изготовлен из обычной стали и покрыт сверху специальной краской на полиуретановой основе. Такая конструкция немного уступает по коррозионной устойчивости описанной выше, но стоит заметно дешевле. При этом разбрасывающий узел все равно изготавливается из нержавейки.
В летнее время машина может применяться для мойки дорог и очистки их специальными щетками, которые входят в комплект оснащения. Запас воды хранится в пластиковых съемных баках и составляет до 10000 литров. Предельное расстояние подачи воды – до 18 метров.
Машины из Арзамаса
Этот вид машины носит обозначение КО-829Б и изготовлен на шасси 65115. Все оборудование крепится к раме автомобиля через специальный подрамник. В его состав входит цистерна на 14000 литров воды, два дополнительных резервуара из пластика по 6000 литров каждый и бункер для смеси, вмещающий до 9,5 кубометра песка. Опционально могут быть установлены баки системы увлажнения, которые вмещают 2080 литров жидкости. Все важные элементы системы разброса песчаной смеси выполнены из нержавеющих сталей.
Предельная масса установки достигает 25 тонн. Несмотря на это, динамические и технические характеристики КДМ на базе КамАЗ-65115 остаются на вполне приемлемом для городского ритма движения уровне. Например, ширина разброса смеси достигает 10 метров, что является достаточным для обработки большинства дорог за один проход машины. При этом мойка может осуществляться на расстоянии до 20 метров от машины, благодаря чему можно очищать тротуары и фасадные части зданий.
Мценский вариант КДМ
Такая машина носит обозначение КО-823 и может выпускаться в нескольких вариантных исполнениях. В зависимости от варианта, на шасси установлено оборудование для:
- Разбрасывания песка.
- Поливки дороги.
- Очистки поверхности дороги плугом и щеткой.
Особенностью машины КО-823 является специальный привод щеточного узла, который гасит вертикальные колебания, возникающие от неровностей дорожного покрытия.