Отгадайте загадку, ответ на которую без труда найдет любой водитель. «Эксплуатация транспортного средства запрещается, если неисправно рулевое управление, тормозная система, тягово-цепное устройство, манометр давления в воздушной тормозной системе.» — откуда это? Правильно, из тех самых правил, которые написаны «кровью». Это правила дорожного движения. Все вполне логично.
Рулевой механизм, после его изобретения, практически не претерпел никаких изменений. Российская «классика», к примеру, по сей день его использует практически в первозданном виде. Вообще, рулевое управление с применением червячной передачи стало довольно популярным среди заднеприводных автомобилей, потому что передняя подвеска полностью независима, что позволяет внедрить такую схему. К преимуществам червяка можно отнести мощность, износостойкость, а также потрясающую надежность. К минусам же относится трапеция, необходимая для корректной работы, а также наличие маятника, который и удерживает всю это конструкцию. Фактически, именно на него приходится вся нагрузка, что делает его самым уязвимым элементом. Рулевой механизм, оснащенный червячной передачей, является менее точным и отзывчивым к движениям руля. Кроме того, в зависимости от угла червяка, такое управление требует больших усилий, следовательно, возникает нужда в гидро- или электроусилителе руля.
Стоит упомянуть и тот факт, что на большинстве грузовых автомобилей, которые служат для перевозки крупных грузов, установлен именно червячный рулевой механизм. Опять-таки, в силу его неприхотливости и надежности. Здесь же сводится к минимуму и обслуживание: в редукторе, который установлен в моторном отсеке, просто нужно поддерживать надлежащий уровень масла, а также вовремя его менять. Если сальники и прочие уплотнители в нормальном состоянии, то беспокоиться вообще не о чем. Яркий пример — рулевой механизм ВАЗ 2106. Как и говорилось выше, он прижился на «классике».
Существует и другой вариант исполнения. Он применяется, в основном, на переднеприводных автомобилях. Это рейка. По сути, это своего рода редуктор, передаточные числа которого у разных автомобилей отличаются. Дело в том, что если сделать их слишком большими, то управление не будет достаточно чувствительным, да и рулем придется делать очень много движений. Если же наоборот, то оно станет несколько тяжелее, потребует больших усилий, но станет острее, возможно, слишком чувствительным. Поэтому не стоит думать, что рейка – это случайные детали: это сложный рулевой механизм, у которого, как и у первого, есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ, пожалуй, самым весомым является легкость обращения. Здесь отпадает нужда в усилителе, хотя их все равно применяют. К недостаткам можно отнести недолговечность работы, потому что, фактически, она работает в густой смазке.
Кроме того, на нее одет гофрированный кожух, который со временем изнашивается. В общем, рулевая рейка не обладает такой работоспособностью на протяжении длительного времени, как рулевой механизм ВАЗ 2107. Если на автомобиль был установлен первый или второй вариант рулевого управления, то изменить его уже невозможно, остается только постоянно следить за его исправностью, поскольку отказ на высокой скорости может обернуться серьезными последствиями.