В средствах массовой информации можно найти сегодня огромное количество материалов о любой марке мопеда. Ценитель подобных транспортных средств может без проблем увидеть абсолютно все марки мопедов СССР, которые пользовались особым спросом и были очень популярными. Но мало кто знает историю возникновения каждой из них.
Классический вариант
Абсолютно любая марка мопеда создавалась по аналогии с самым обычным велосипедом. Данная конструкция имела цепную передачу для заднего колеса и привод на педали. Система торможения быстро приводилась в действие при повороте педалей в обратную сторону, а сам тормоз был расположен на заднем колесе, в специальной втулке.
И по сей день в продаже можно найти заднее колесо с ведомой звездочкой цепной передачи, в то время как ведущая расположена рядом с двигателем на том же самом валу. Во время использования сцепления все валы звездочек и двигателя разъединяются. Повернув рычаг левой ручки, расположенной на руле, сцепление можно выключить. Сегодня коробка передач, которую имела не одна марка мопеда, популярного в СССР, дополнена редуктором. Благодаря этому можно увеличить нагрузку двигателя, вращая правую ручку руля, которая отвечает за управление дроссельной частью карбюратора.
Какая марка мопеда была популярна в СССР больше всего?
Ответить на этот вопрос невозможно, так как «любимчиков» у советской молодежи было достаточно много. У каждой пользующейся спросом марки были свои отличительные особенности, а также история создания. Рассмотрим их подробнее.
«Урал»
Данная марка мопеда, популярного в СССР, появилась в далеком 1941 году. Первые транспортные средства выпустил Ирбитский завод. Оборудование, с помощью которого производилось изготовление и сборка «Урала», было эвакуировано из Москвы. Оно также служило для выпуска мопедов М-72. Последние предназначались для армейских нужд. Именно поэтому самый первый мопед «Урал» имел среди элементов своего оснащения противотанковый комплекс под названием «Конкурс-М».
Приблизительно 50 лет понадобилось Ирбитскому заводу для того, чтобы выпустить около 3-х миллионов единиц таких мопедов с коляской. Между прочим, «Урал» пользовался огромной популярностью не только в СССР, но и во многих зарубежных странах.
«Верховина»
О таком транспортном средстве мечтала практически вся молодежь СССР, Болгарии и Польши. Этот мопед был выпущен впервые в 1958 году на Львовском заводе. Производство «Верховины» начало расти огромными темпами, и уже к концу того же года было выпущено 50 тысяч единиц. Эта марка мопеда, популярного в СССР и не только, могла совсем недавно отметить свое 50-летие, но выпуск закончился в 90-х годах. Последние модели продавались под названием «Верховина-3».
«Иж»
Город Ижевск стал местом создания этой марки мопеда. В 1929 году с конвейера местного завода сошел первый в России «Иж-1». И только спустя 17 лет производство мопеда стало масштабным. Общее количество выпущенных «Ижей» составляет около 12 миллионов единиц.
Сегодня мопед «Иж» пользуется популярностью, особенно те модели, которые видоизменились при помощи тюнинга.
«Минск»
Современный «Минск» достаточно сильно отличается от моделей времен СССР, ведь прошло уже больше полувека со дня выпуска первого экземпляра.
Старт выпуску этого мопеда был дан в 1951 году. Транспортное средство собирали на Минском велозаводе. Самыми первыми здесь были созданы копии мотоциклов DKWRT125 и М1А. Позже они были немного видоизменены и представляли собой достаточно легкие модели. До сих пор эти 125-кубовые мотоциклы массово выпускаются и пользуются значительным спросом, особенно в странах 3-го мира, так как цена на них достаточно невысокая.
Самая первая такая марка мопеда, популярного в СССР, представляла собой одноместный мотоцикл, который имел колесо без рессор, телескопическую переднюю вилку, самый простой карбюратор и простую заслонку, отвечающую за регулировку поступающего воздуха. Двигатель отливался из чугуна.
«Ява»
Не один день этот мопед шел к своей славе. Год рождения «Явы» — 1929-й, а первая единица техники была создана благодаря лицензии, предоставленной немецкой компанией Wanderer. Название мопеда сложилось из первых букв имени хозяина завода и немецкой компании.
Настоящую популярность «Ява» обрела лишь после окончания войны. Именно в то время начали выпускать модели, которые производятся и в наши дни. Отличаются они от первых экземпляров кубатурой мотора, которая составляет 250-350 см3.
Указанная марка мопеда, популярного в СССР, отличалась от остальных. Это единственное иностранное транспортное средство, ставшее целиком и полностью «родным» для советского человека. Ее владелец считался престижным и успешным, с которым можно и нужно было иметь знакомство. Техническая сторона мопеда не была хуже, чем у американских и европейских марок, но цена была гораздо более доступной.
Сегодня сеть Интернет переполнена предложениями о продаже мотоциклов, которые имеют просто невероятный тюнинг. Но настоящую ценность представляют собой раритетные мопеды из СССР, а грамотное усовершенствование моделей только увеличивает их индивидуальность.