Квадроциклы становятся все популярнее из года в год. Люди очень хорошо прочувствовали все преимущества данной техники и покупают теперь их (квадроциклы) без опаски. Цены на данную категорию техники весьма кусачие, но это не останавливает любителей погонять по пересеченной местности. Но есть в этом всем и свои нюансы. Как управлять квадроциклом? Сегодня узнаем все об этом вопросе, и не только.
Путаница
Закон гласит, что для управления квадроциклом требуется категория прав «А1». Многие тут могут возмутиться и сказать, что слышали, будто можно управлять квадроциклом с категорией В1, а никак не с категорией «A1». Это не верно, это путаница, так как категория «B1» предназначена для управления квадрициклом и трициклами, а не квадроциклом. Одна буква — и такая большая разница! Если квадроцикл имеет маленький двигатель (объем силовой установки менее пятидесяти кубических сантиметров), то достаточно категории прав «M».
Чтобы до конца развеять путаницу, ответим на вопрос о том, а каким квадроциклом можно управлять с категорией «B»? Сразу скажем, что категория прав — не «B», а «B1», и не квадроциклом, а квадрициклом и трициклом. Теперь самое время расшифровать эти понятия. Квадрицикл – это тот же квадроцикл, только с другой посадкой (не мотоциклетного типа, а автомобильного). И руль у квадрицикла автомобильного типа, в то время как квадроцикл имеет мотоциклетный тип руля.
Азы управления
Для того чтобы обуздать квадроцикл, достаточно уметь ездить на автомобиле или мотоцикле. Аналогия просматривается. По сути, в управлении такой техникой нет ничего сложного или особенного. И ответ на вопрос о том, как управлять квадроциклом, довольно прост.
Для начала вам следует научиться начинать движение и останавливаться. После этого можно освоить повороты и развороты. Проблема заключается в том, что обычно движение на квадроцикле происходит по пересеченной местности, и нужно не только следить за дорогой, но и пытаться остаться в седле.
«Волны»
Когда вы преодолеваете неровности на квадроцикле, то вам требуется все время менять положение своего тела. Перед препятствием вам следует смещать свое туловище назад (чтобы смягчить удар колес о препятствие), далее при заезде на неровность вам следует переместить корпус тела обратно вперед (предотвращение чрезмерного отрывание передних колес от земли). После этого, когда уже задние колеса будут норовить оторваться от земли, вам нужно снова сместиться назад (это также защитит вас от вылета из седла). Можно уже начать понимать, что нет ничего особенно сложного в вопросе о том, как управлять квадроциклом. Просто есть нюансы, но они присутствуют везде.
Стойки для вождения
Есть три основные стойки для движения, которые используют водители квадроциклов. Рассмотрим их подробнее:
- Средняя стойка используется для движения по прямым дорогам. Центр тяжести тела располагается равномерно на квадроцикле. Ноги водителя немного согнуты в коленях, спина и руки расслаблены. Руки немного разведены в стороны.
- Передняя стойка (смещенный центр тяжести тела в сторону руля). Такая стойка нужна при резком ускорении, при подъеме в горы, а также для загрузки передних колес тогда, когда это необходимо.
- При торможении используется задняя стойка. Она же нужна для спуска с гор и для загрузки задней оси.
Часто приходится комбинировать стойки и быстро их менять. Особенно это нужно, когда скорость велика, а местность не совсем ровная. Для таких «покатушек» желательно уже иметь хороший опыт езды на такой технике.
Типичные ошибки
Теперь самое время сказать про типичные ошибки в вопросе о том, как управлять квадроциклом:
- Неправильным считается стоять на прямых ногах, управляя техникой.
- Также не стоит опираться на руки и держать спину в напряжении всегда.
Эти ошибки приведут к тому, что вы будете получать существенные ударные нагрузки при езде, а при преодолении препятствия можете просто вылететь на землю.
Советы
Сложно ли управлять квадроциклом? Если знать все тонкости, то нет. Ну и опыт приходит с практикой, от этого правила никуда не деться. Когда вы движетесь по прямой на скорости менее чем 40 км/ч, то вполне можете себе позволить расслабиться.
Если скорость больше или вы проходите повороты, то тело нельзя расслаблять, вам следует крайне активно шевелиться за рулем. Короткая база квадроцикла и его высокий центр тяжести вкупе с малой шириной техники не добавляют устойчивости ни вам, ни самому квадроциклу.
Также стоит помнить, что в большинстве случаев при падении квадроцикл норовит накрыть собой водителя. Не стоит проверять правдивость этого правила на себе, это все уже проверено и доказано до вас.
Законы физики
Когда вы проходите поворот на квадроцикле, вам нужно использовать свой собственный вес для борьбы с центробежной силой. Ведь наклонить квадроцикл по аналогии с мотоциклом не получится. Ваша задача заключается в том, чтобы смещать центр тяжести своего тела в сторону (внутрь) поворота. Это нужно на проходах поворота на серьезных скоростях. Если вы движетесь медленно, то достаточно просто поворачивать руль.
Это же правило применимо при движении по каким-либо скосам. Вам следует перемещать центр тяжести вашего тела в противоположную сторону скоса, чтобы исключить как ваше падение, так и квадроцикла. Если скос серьезный, то вам придется даже привстать с сидения, чтобы максимально переместить тело в противоположную сторону.
Также не забывайте про законы физики и при разгоне, и при торможении. Когда вы разгоняетесь, квадроцикл будет стараться выскочить из-под вас вперед. При торможении он постарается выбросить вас вперед через руль. Об этом стоит знать и нужно быть готовым к таким ситуациям.
Прыжки
Если у вас не спортивный квадроцикл, то лучше отказаться от прыжков. Во-первых, это может повредить квадроцикл. Во-вторых, для прыжков у квадроциклов моторы должны обладать тяговигостью и мгновенным отзывом на ручку акселератора.
Если по каким-то причинам все-таки прыжка на не спортивном квадроцикле не получается избежать, то к этому нужно подготовиться. Приземляться стоит в средней стойке, но быть при этом готовым к переходу в заднюю. Когда колеса квадроцикла коснутся земли, нужно плавно добавить газ. Желательно не попадать в прыжки на полном приводе.
Помните о том, что право управлять квадроциклом не дает вам навыков в осуществлении каких-либо трюков на нем (квадроцикле). Опыт придет со временем, просто тренируйтесь и все получится. Если у вас есть вопросы о том, как управлять квадроциклом, инструкция, которую мы вам преподносим, должна помочь в этом.
Взгляд водителя
При катании на квадроцикле вам нужно тренировать себя смотреть вдаль. Это нужно для выработки привычки оценивать траекторию движения заранее. Новички-водители часто не успевают отследить свою дорогу, и порой оказываются в сложных ситуациях, которые могут заканчиваться столкновениями с предметами или падениями.
Проще всего начинать кататься по простым маршрутам и при этом не торопиться. Будет отлично, если перед вами по какому-то маршруту будет ехать более опытный водитель. Вы сможете ориентироваться на него и пытаться повторять его маневры в случае такой необходимости.
Вывод
Можно ли управлять квадроциклом, имея маленький опыт? Да, но не стоит при этом делать себя виртуозом езды. Квадроцикл – это такая техника, которая прощает мелкие погрешности на маленьких скоростях, но очень строга к водителю, когда скорость возрастает. Обучайтесь езде на квадроцикле постепенно, желательно — под присмотром водителей с опытом.
Не стоит сразу после покупки своего первого квадроцикла стараться гонять на нем по горам и лесам на максимальных скоростях. Ничем хорошим это не закончится. Оттачивайте свое мастерство вождения на минимальной скорости и где-нибудь на равнинах. Это безопасно для вас и вашего квадроцикла. А уже тогда, когда начнете чувствовать себя уверено, отправляйтесь покорять маршруты посложнее и делайте это немного быстрее. Опыт придет к вам с пройденными километрами. Другого пути нет, просто не спешите — и все у вас получится.