Что общего у Мата Хари, Лоуренса Аравийского, Марлен Дитрих и Льва Толстого? Верно, они принадлежали к самым известным личностям прошлого века. Кроме этого, каждый из них в свое время смог познакомиться с богатством «Восточного экспресса». Знаменитый поезд соединял Париж и Стамбул, его пассажирами были шпионы, сановники, художники и президенты.
Путешествия прошлого
Но почему экспресс так знаменит и почему он стал ассоциироваться с интригой и тайной? История поезда – это история блестящего предпринимательства, сумевшего соединить амбициозный проект путешествий по миру с роскошью, к которой привыкла избранная клиентура, и комфортом – американским нововведением того времени.
1860-е годы – начало истории «Восточного экспресса», когда идея международного туризма была еще новой. В течение многих лет до этого лишь очень богатые люди могли себе позволить совершать путешествия по Европе. Невзирая на то что железные дороги в Старом Свете появились в первой половине 19-го века, они нередко были грязными и неудобными. Поезда курсировали по коротким маршрутам, часто останавливаясь на многочисленных межгосударственных границах.
Предприимчивый бельгиец
По мере увеличения числа железнодорожных поездок, начали появляться роскошные отели, чтобы удовлетворить потребности путешественников. Однако только Жоржу Нагельмакерсу, бельгийскому предпринимателю, пришла идея объединить поезда и гостиницы в Европе. Он принадлежал к известной семье финансистов и делал инвестиции в европейские железные дороги. В молодости родные отправили его в Соединенные Штаты после окончания в стране Гражданской войны, чтобы помочь ему преодолеть неудачный роман с двоюродной сестрой. Находясь в таком продолжительном отпуске, Жорж влюбился.
Предмет страсти Нагельмакерса
Тем не менее объектом его привязанности стала не женщина, а… поезд. В то время как европейские путешественники ездили в закопченных и неудобных поездах, американцы начали путешествовать в комфортабельных вагонах. Они были разработаны Джорджем Пулманом специально для поездок на дальние расстояния. Купе, похожие, скорее, на гостиничные номера, были чистыми и обслуживались дружелюбными проводниками, заботившимися об удобстве пассажиров. Кроме того, в них было то, чего не имели европейские поезда: кровати.
Нагельмакерс не только увлекся этим удобным видом транспорта, но и встретился с Пулманом, предложив партнерство с целью распространить его вагоны в Европе. Когда американский бизнесмен отверг его предложение, Нагельмакерс вернулся домой с планом: скопировать идею пульмановских вагонов и сделать свой, еще более роскошный, поезд.
Создание экспресса
Из-за Франко-прусской войны Нагельмакерс смог осуществить свой план только в 1873 году, создав собственную компанию. В отличие от Пульмана, он не довольствовался идеей простых спальных вагонов. Нагельмакерс предложил пассажирам нечто совершенно новое – роскошное путешествие из Парижа в Константинополь (как тогда назывался Стамбул), причем без остановок на границах. Для этого он заручился помощью влиятельного союзника – бельгийского короля Леопольда II. Монарх был настоящим энтузиастом железной дороги, но главное – он был связан семейными узами с некоторыми правящими династиями Европы. Таким образом, король помог Нагельмакерсу получить разрешение на беспрепятственное пересечение его поездами международных границ.
В 1883 году роскошный поезд, названный «Восточный экспресс», отправился в свой первый рейс. Правда, из-за проблем с инфраструктурой он преодолел всего лишь часть предполагаемого маршрута. Экспресс не был похож ни на один поезд, который когда-либо видели в Европе. Вместо плохого обслуживания и сажи пассажиров окружали плюшевые сиденья, полированные деревянные поверхности, кровати с шелковыми простынями, не уступавшими тем, что имелись в отелях. В поезде был ресторан, где подавались изысканные блюда, такие как устрицы и икра, а музыканты развлекали пассажиров, быстро и без задержек пересекавших границы.
«Экспресс шпионов»
Действительно, это было невероятное соединение комфорта и роскоши, что, впрочем, было недоступно большинству европейских пассажиров. (В первые годы стоимость поездки в «Восточном экспрессе» была равна четверти среднегодового дохода жителя Франции.) В 1889 г. инфраструктура железной дороги Оттоманской империи была завершена, и поезд прошел весь путь до Константинополя. Хотя экспресс никогда не ездил на Восток, а компания Нагельмакерса сменила ряд маршрутов в течение многих лет, название поезда прочно стало ассоциироваться с гламуром и интригами.
Это произошло отчасти из-за шпионов, которые, помимо буржуазии и аристократии, также были его частыми пассажирами. Долгое время поезд даже неофициально называли «Экспресс-шпионов». Ввиду комфорта и удобств, которые он предлагал, на нем путешествовали такие известные личности, как Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения бойскаутов и британский шпион, а также Мата Хари, совершавшая европейское турне. Помимо этого, с экспрессом связаны имена и вымышленных шпионов, например, в книге «Из России с любовью» именно на этом поезде ехал Джеймс Бонд.
Почему не стоит иметь много вещей: 21 причина
Как стать единственной для мужчины
Что стоит знать о котах?
Современные реалии
Сегодня он, пожалуй, более известен, как место действия детектива «Убийство в Восточном экспрессе», написанного Агатой Кристи. Впрочем, в поезде и в самом деле было совершено одно преступление. В 1950 году в туннеле вдоль маршрута обнаружили тело американского военно-морского атташе. Его убийство так и осталось нераскрытым.
Но большей частью поезд прославился неординарными поступками известных пассажиров. Например, король Леопольд перевозил в поезде автомобиль своей любовницы, а в 1931 г. импровизированный концерт после аварии дала пассажирам Жозефина Бейкер.
Экспресс Нагельмакерса отправился в последний полный маршрут в 1977 г., и хотя в Европе все еще существуют похожие линии, они никогда не соответствовали роскоши оригинала. Тем более их не окутывает флер тайны. Несмотря на то что «Восточный экспресс» канул в Лету, его репутация все еще жива. Простое упоминание названия поезда напоминает о роскоши, скорости и интриге, именно так, как того хотел Жорж Нагельмакерс.