Как дела в школе? Что получил по русскому?, — подруга встречает сына-школьника у порога.
Я не очень понимаю, как отвечать на два вопроса одновременно. Не понимает этого и Андрей. Для мамы, видимо, главная новость дня — оценка по русскому, потому что накануне он “словил” тройку. Мама (она же моя подруга Ирина) устроила “разбор полетов” с весьма категоричным выводом: ”Не исправишь — больше на вашу сходку, именуемую драмкружком, ни ногой!”
Главный вопрос родителей о делах в школе
Поэтому Андрей сразу отвечает на второй вопрос: “Не вызывали!” Увидев поднявшиеся на мамином лице брови (о, сегодня брови — это все!), заторопился добавить: “Весь урок руку тянул! Марьиванна сегодня почти никого не спрашивала — новый материал объясняла”.
— После урока бы подошел! Исправлять же надо…
Отличник — предмет гордости
Сидя на кухне за чашечкой кофе, поинтересовалась:
— Что, Ирин, плохо учится?
— Типун тебе на язык… отличник! Только что-то по русскому языку разладилось. Учительница ушла в декрет, пригласили Марию Ивановну. Она уже на пенсии была, вернулась в школу. Считает, что Андрею прежний педагог незаслуженно пятерки ставила. Пишет грамотно, а правила учит не всегда.
— Хочешь его в филологи?
— Смеешься? Он театром бредит. У них какая-то тусовка со студентами театрального. Ставят мини-спектакли и на дворовых площадках показывают.
— Здорово! А зачем тебе тогда его пятерки?
— Ну, как же! Год-другой и будем о медали думать. Она открывает больше возможностей.
— Что-то сомневаюсь насчет театрального. Там не столько оценки важны, сколько талант.
— Если честно, надеюсь, что передумает. Нам бы медаль получить, а там посмотрим, куда можно поступить, чтобы с куском хлеба быть всегда.
Оценка не может быть целью
Я задумалась, почему отличники редко добиваются чего-то в жизни? Ощущение, что у них с детства прицел сбит. И пусть это не единственная причина, но очень важная.
Вот спроси сейчас у родителей, что для них важнее: оценка или знания?
Наверняка будут топить за знания, а что транслируют ребенку? Что субъективное мнение учителя, той же Марии Ивановны, важнее всего на свете.
Мы же не спрашиваем у ребенка: “Что нового ты узнал на уроке?” А сразу с места в карьер: “Что получил?”
Ребенок наши приоритеты считывает. Поэтому подделывает в дневнике оценки, “забывает” тетради, обманывает…
У нас смешались форма и содержание. Форма, как и оценка, не могут быть целью, как не может быть ею чье-то субъективное мнение о наших знаниях, внешности, друзьях. Главное не что о нас думают, а что в нас есть.
Получается, что родители заставляют подстроиться под учителя, его требования.
А слабый ученик такой задачи не ставит — ему важно “выжить”. Он учится коммуницировать, приспосабливаться, и эти навыки ему очень пригодятся в жизни, когда он будет подыскивать сферу деятельности, перспективную работу и максимальный для своих возможностей оклад или бизнес.
Сейчас у Андрея есть увлечение, это же здорово. Но, ставя возможность заниматься в театральном кружке в зависимость от количества пятерок, разве мы не подталкиваем его к выбору? Причем заранее рисуя красками, в чем он состоит. Будь отличником — и перед тобой откроются все двери!
А он будет стоять, тратя время и не понимая, а какую же лучше открыть…