Многие хозяева скутеров с четырёхтактными двигателями знают, что зазоры клапанов необходимо регулировать. Но по неопытности и незнанию не уделяют нужного внимания этой процедуре. А зря. Регулируя клапаны на вашем двигателе, вы не только улучшите стабильность его работы, но и продлите срок эксплуатации. Может показаться, что несколько долей миллиметров не сильно влияют на работу скутера.
Однако практика показывает, что слишком маленькие или слишком большие зазоры клапанов ускоряют износ деталей двигателя в несколько раз, способствуя снижению времени его работы в разы. Давайте же ответим на вопрос о том, почему это происходит.
Нормальными считаются зазоры клапанов для скутеров (объёмом двигателя 50-100 см3) около 0,05 мм. Эта величина одинакова как для выпускного, так и для впускного клапана. Однако если она будет увеличенной, тогда двигатель начинает стучать. На слух при холостых оборотах такая работа двигателя слышится как тарахтенье швейной машинки.
Но неприятность заключается не в этом. Увеличенные тепловые зазоры клапанов смещают фазы газораспределения. Поэтому при добавлении двигателю оборотов, уменьшается тяга скутера, увеличивается потребление топлива и износ клапанного механизма.
Когда зазоры клапанов больше необходимого, тогда двигатель находится в еще более плачевном состоянии. Ведь происходит потеря компрессии от того, что зазоры, нагреваясь, становятся ещё меньше, приоткрывая при этом клапаны. Происходит прорыв газов и потеря мощности. Может также случиться прожог клапана или его седла.
После этой неприятности скутер вообще перестаёт хорошо передвигаться. У него теряется мощность и от нагара чернеют свечи. Поэтому ничего не остаётся делать, как производить замену клапанов или даже всей головки целиком.
Лучше один раз на тысячу километров регулировать зазоры клапанов на скутере, чем покупать новые детали. Чтобы это сделать (например, для Альфы и Дельты), нужны такие инструменты:
— набор ключей;
— набор щупов;
— плоскогубцы.
Но не забывайте, что регулируют клапаны при холодном двигателе (когда температура воздуха минусовая, тогда его немного прогревают). Процесс работы сводится к следующим операциям:
— Выкручивание свечи.
— Установка поршня в ВМТ (конец такта сжатия), освобождая этим клапаны. Чтобы это проконтролировать, необходимо отвинтить пробку на крышке картера и, проворачивая коленчатый вал, добиться того, чтобы метка Т находилась ровно посередине люка. С помощью ключа откручиваем пробку и, проворачивая винт на коромысле, производим регулировку. Такую операцию нужно производить аккуратно, чтобы не повредить винт, который бывает чаще всего пластиковым. Замеряют щупом зазор, который при толщине 0,04 мм должен проходить свободно, а при 0,06 вообще не пролазить. Щуп на 0,05 мм должен входить с трудом.
— Закручивание всех пробок и свечи назад на свои места.
Вот и всё. Как видите, особых секретов здесь нет. Теперь можно заводить и прогревать двигатель. При правильной регулировке вы сразу определите на слух, как тише стал работать ваш скутер и как приятно на нем ехать.