Прежде чем переходить к такой операции, как выставление зажигания, нужно ознакомиться с некоторыми определениями. Например, угол опережения зажигания. Известно, что в то время, когда поршень проходит такт сжатия, коленчатый вал делает половину оборота, он проворачивается на 180 градусов. Это касается не только такта сжатия, а и всех остальных, таким образом, полный цикл работы 4-тактного двигателя составляет два оборота, или 720 градусов.
Существует такое понятие, как октановое число бензина. Не будем вдаваться в подробности, как оно измеряется, важно, что оно бывает различным. Так вот, у бензина с разным октановым числом скорость воспламенения сильно отличается. Если момент зажигания установить точно тогда, когда поршень будет в верхней мертвой точке, то воспламенение произойдет уже тогда, когда он пойдет вниз под действием инерции маховика.
Чтобы этого не случалось, и взрыв смеси происходил точно в верхней мертвой точке, выставляется угол опережения зажигания. Например, если поршень ВАЗ-2106 не доходит до в.м.т. 4-5 мм, то коленвалу до полных 180 не будет хватать 10 градусов. Если же первую величину сократить до 2-3 мм, то вторая уменьшится до 5 градусов. Это самые распространенные углы, которые применяются при использовании АИ-80 и АИ-92 соответственно.
Теперь непосредственно о выставлении зажигания. Рассмотрим эту процедуру на примере бесконтактной системы, чтобы исключить проблемы с зазором в контактах. Для начала нужно определить такт сжатия в первом цилиндре. Это делается при помощи ватки, которой затыкается свечное отверстие в головке, после чего медленно проворачивается за храповик коленчатый вал. Если в цилиндрах хорошая компрессия, то ватка должна вылететь еще в начале такта.
Как правило, на шкиве коленчатого вала и на лобовой крышке имеются метки. Это и есть угол опережения зажигания. Они соответствуют вышеуказанным углам, а так же в.м.т. по очереди, по ходу вращения. По последней метке обычно выставляется зажигание для АИ-95 или АИ-98, поэтому использование именно этой метки довольно редкое.
После выставления коленвала в нужное положение совмещаются метки на распределителе зажигания, в различных марках и моделях они отличаются, и трамблер вставляется в посадочное гнездо, а потом закрепляется.
Но надо сказать, изначально выставленный угол опережения зажигания может быть не окончательным.
Более тщательная настройка зажигания проводится после запуска двигателя, его прогрева до нормальной рабочей температуры, а также после правильной регулировки карбюратора на холостом ходу. Для этого набирается на третьей передаче скорость 35-40 км/ч, после чего включается четвертая. После этого должна наблюдаться кратковременная детонация, которая в течение пяти секунд пропадает. Если она остается на протяжении длительного времени, то стоит провернуть корпус распределителя по направлению вращения валика, или наоборот, если детонации вообще не было.
В заключение стоит сказать, что неправльный угол опережения, особенно слишком ранний, приводит в серьезным повреждениям шатунно-поршневой группы, таким, как, например, расшатывание поршпальца в верхней головке шатуна или шейки коленвала в нижней.