Как должно быть?

Дети

Без речи невозможно общение. Осваивая родной язык, ребенок делает огромный рывок в развитии. Понятная окружающим правильная речь помогает ему точнее выражать мысли, упрощает процесс общения. Малышу, не испытывающему проблем с речью, гораздо легче адаптироваться в детском коллективе.

Как должно быть?

В норме речь у детей формируется к четырем годам. В этом возрасте допускаются отдельные особенности и погрешности. В случае имеющихся нарушений появления речевых навыков могут понадобиться логопедические занятия для детей. Они помогут малышу легче общаться с ровесниками, налаживать контакты, влиться в детский коллектив и выступать на утренниках.

Важно обратиться к специалисту в нужный момент. Иногда своевременная минимальная корректировка способна избавить от долгой и сложной работы в случае запущенного процесса. Кроме того, логопедические занятия для детей — необходимый элемент и главная корректировка развития речи при подготовке ребенка к школе.

Как должно быть?

Основные цели

Рассмотрим три важнейшие задачи таких занятий.

  • Первое, чему должен учить ребенка специалист, — понимать родную речь, наблюдать и осмысливать происходящее вокруг, тем самым расширяя объем представлений об окружающем мире. Цель логопеда — формировать общие понятия, навыки словообразования и словоизменения, учить применять сложные фразы и более подробные синтаксические структуры предложения.
  • Другая функция, которую несут логопедические занятия для детей, — формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха, закрепление навыков корректного выговаривания слов. Логопед контролирует ясность и выразительность речи, понемногу обучает ребенка основам звукового анализа.
  • Третья основная задача, стоящая перед специалистом, — обучение самостоятельной речи с использованием различных предложений, умению рассказать своими словами о случившемся событии, пересказывать сюжеты сказок и картин. Общая единая цель — развитие коммуникативных навыков ребенка.
  • Как должно быть?

    Виды и формы занятий

    Все знания, полученные на занятиях с логопедом, непременно должны использоваться в общении. Важно научить малыша творчески применять обретенные навыки в самых разных ситуациях и видах деятельности.

    Логопедические занятия для детей бывают фронтальными, в подгруппе или индивидуальными. Рассмотрим подробнее каждую разновидность.

    Фронтальное занятие проводится одновременно со всей группой, которая выполняет лексический материал. Он включает в себя звуки, правильно произносимые всеми детьми. Фронтальное занятие проходит в несколько этапов. Сначала показывается правильное произношение изучаемого звука. На втором этапе детей учат дифференцировать звуки на слух и в произношении. В данном случае важно воспитание способности наблюдать за словами и звуками родной речи.

    Подгрупповые занятия с логопедом должны идти параллельно фронтальным. Они ведутся с небольшой частью коллектива, объединяющей детей с похожими нарушениями. В зависимости от динамики индивидуальных изменений в течение года состав подгрупп меняется. Ход занятий в каждой подгруппе идет в соответствии со скоростью постановки нужных звуков при помощи специальных методик.

    Как должно быть?

    Индивидуальные занятия

    Автоматизируются и закрепляются навыки правильного звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях. Они проводятся с теми детьми, у которых имеется проблема выговаривания сложных слов, наблюдаются множественные речевые патологии, физиологические нарушения устройства артикуляционного аппарата.

    Индивидуальная работа с детьми логопеда корректирует фонематические процессы, улучшает произношение, увеличивает активный словарь ребенка. Она учит детей выстраивать связные предложения, дает упражнения на развитие артикуляция и мелкой моторики, имеющей огромное влияние на речь и интеллект. Индивидуальные логопедические занятия для детей, цена которых при обращении к частному специалисту может оказаться достаточно высокой (в среднем час работы стоит от 500 до 1500 рублей, в зависимости от региона и квалификации логопеда), имеют наибольшие возможности ликвидация речевых проблем.

    Решение таких проблем, проведенное своевременно, является важнейшим этапом формирования готовности к обучению.

    Как должно быть?

    О нешуточных проблемах

    Среди детей, нуждающихся в логопедической помощи, немало страдающих серьезными формами сенсомоторной алалии, которые сопровождаются общей задержкой развития, расторможенностью и даже аутизмом. В каждом конкретном случае требуется особенный подход.

    В своей деятельности специалист опирается на знание основ нейропсихологии, нейро-лингвистики, неврологии, теории поэтапного формирования действий. Зачастую используются и другие педагогические разработки, например, система Монтессори. Порой помочь маленькому пациенту возможно лишь сообща с невропатологом и другими врачами. Диагноз, как правило, подтверждается и уточняется в процессе работы.

    Как заниматься с проблемными детьми

    Важный элемент, который обязательно включают занятия с логопедом, — релаксация. Ребенок должен иметь возможность расслабиться и почувствовать себя в комфортной обстановке. Требуется обеспечить ему домашнюю атмосферу, добиться эмоционального контакта. Если малыш на приеме отказывается сотрудничать, вызвать у него речь практически невозможно. Для создания нужной атмосферы используются самые разные приемы: игры с песком, водные занятия.

    Как должно быть?

    Детям нужно все время пояснять простыми короткими предложениями смысл того, что им предлагается сделать. Очень желателен, а порой необходим зрительный контакт. Разговаривать с малышом нужно медленно и не слишком высоким голосом, так как тонкий голос дети воспринимают плохо. Ребенку, у которого серьезные проблемы с речью, нельзя отдавать команды: �скажи�, �покажи�. В этом следует убедить и родителей, которым предстоят самостоятельные логопедические занятия дома с ребенком для закрепления материала.

    Гиперактивные и заторможенные дети

    Как правило, у проблемного пациента 4-5 лет существуют и другие нарушения. Чаще всего это гиперактивный либо, напротив, заторможенный ребенок. С гиперактивными детьми особенно нелегко. Задача родителей и воспитателей — постараться организовать жизнь малыша таким образом, чтобы полностью исключить все источники возбуждения. Установка должна быть сделана на спокойные развивающие занятия.

    Заторможенным детям требуется постоянная двигательная стимуляция, можно с использованием подручных средств: качелей, игрушек, каталок. Нужно брать ребенка на руки и проделывать с ним разнообразные движения. Очень полезно использовать музыку и любые звуки. Музыкальные занятия стимулируют речь, уменьшают степень контроля у ребенка за собственным произношением. Неговорящие дети подражают другим и вовлекаются в процесс пения.

    Как должно быть?

    О пользе музыки и массажа

    Что еще могут и должны включать в себя логопедические занятия для детей? Стихи и все ту же музыку, которая замечательно стимулируют слух, мелодичность речи, попутно улучшая координацию движений и представление о пространстве. Неоднократно отмечены случаи, когда с помощью музыки была прорвана речевая блокада. Малышей с признаками аутизма важно вовлекать в общие игры. От них не требуется особых достижений, но в игровых ситуациях естественным путем включаются механизмы общения и речи. С малышами, которым еще трудно запомнить правила игры, можно просто распевать песенки — эмоциональный отклик сказывается огромным положительным эффектом.

    Мощным средством прямой стимуляции речи может служить массаж, который необходим многим детям, но не всем. Телесный контакт плохо переносят ребятишки с проблемами в эмоциональной сфере. Полезный эффект дают занятие по развитию тактильного, зрительного и слухового восприятия. Тактильное восприятие улучшается при ощупывании, поглаживании игрушек и различных предметов. Слуховое восприятие тренируется прослушиванием и узнаванием звуков и шумов из различных источников, а зрительное — опознанием тематических картинок.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.