Кто бы мог подумать, что где-то выкапывание трупов не считается осквернением могил, а вполне обыденной работой. Оказывается, что в городе Ла-Паса в Боливии — это вполне законный ритуал, который проводится ежегодно. Происходит это в начале ноября незадолго до праздника Дня Натитас.
Корни его уходят в глубину веков, еще в доколумбовый период, но почему же в наш просвещенный XXI век тысячи людей поклоняются человеческим черепам? Чтобы понять это, изучим историю народа Боливии.
Древние верования
Жуткая история поклонения черепам возникла в легендарном городе Тиуанако, который инки считали родиной своего первого правителя Манко Капака. Сегодня неизвестно, как возникла идея, что головы врагов передают их мудрость и силу, а также помогают противостоять проблемам, но вера в это была настолько крепка, что дошла до нашего времени, слегка видоизменившись.
До сегодняшнего дня сохранились свидетельства того, что древние предки боливийцев отрезали головы поверженным врагам. Это видно по скульптурам воинов с головой пумы, которые держат в одной руке нож, а в другой — отрубленную человеческую голову. Они находятся в древнем подземном храме на священном берегу озера Титикака. Также эта традиция прослеживается в рисунках на тканях и керамике.
Как говорят антропологи, инки объясняли свое поклонение черепам очень просто: «Если у вас есть голова человека, у вас есть его сила».
Времена испанской экспансии
Много веков подряд народам Анд было свойственно призывать Супая, бога смерти и правителя Уху-пача (подземного мира), поклоняться черепам и верить, что грозное божество будет милостиво к ним и даст им еще год жизни и новый урожай. Чтобы задобрить Супая, они приносили в честь него человеческие жертвы, а для увеличения урожая разбрызгивали на полях алкоголь.
Когда в XVI веке на эту территорию прибыли испанцы, то для них ритуалы местного населения показались не просто варварскими, а сатанинскими. Они всячески подавляли попытки боливийцев чтить свои традиции и насаждали им католицизм. Мудрые потомки инков, чтобы сохранить свои древние ритуалы, проводили их в храмах, сооруженных под землей, при этом они являлись еще и прихожанами христианских церквей.
Так продолжалось на протяжении четырех веков. Католические священники закрывали глаза на странную приверженность местного населения к языческим обычаям, пока они проводились тайно. Так получилось, что в 70-е годы прошлого века большое количество фермеров стали переезжать город Ла-Паса в поисках работы. С собой они привезли черепа людей, которым поклонялись. Так как подземные храмы, в которых они проводили обряды, остались на их родине, то вскоре стали делать это просто на улицах.
Похоронные традиции боливийцев
Многим покажется странным, но в этой стране особое отношение к смерти и захоронениям. Чтобы это понять, нужно знать, что в Ла-Паса в Боливии могилы принято арендовать как жилье, но для покойников. Связано это с ограниченной площадью местного кладбища.
В некоторых семьях ради экономии принято «подселять» умерших членов семьи к давно почившим предкам. Иногда гробы бывают уложены один на другой от 4 до 7 штук. Если людям трудно платить за аренду могилы, то спустя год-два они просто выкапывают кости и хранят их в ящике.
Все эти процедуры стоят немалых денег. В том случае, если за аренду могил не поступает оплата и останки никем не забираются, их перевозят в общее захоронение. Для людей, занимающихся процедурой, — это очень прибыльный бизнес.
Так как у боливийцев в почете только черепа, то они, как правило, до общей могилы не доезжают: предприимчивые дельцы продают их на рынке. Такова ситуация в сфере ритуальных услуг в Боливии.
Жуткий праздник
Вечеринка начинается с ритуалов, проводимых 1 и 2 ноября на День мертвых. В эти даты боливийцы чествуют возвращение предков на землю, а затем в течении недели вспоминают забытых духов, которые обитают в человеческих черепах.
Чтобы их задобрить, они не только поют им гимны и молятся, но и всячески их украшают. Особенно популярная тема — это венки из свежих цветов, вата, вставленная в глазницы и нос, и зажженная сигарета. Также пользуется популярностью роспись на черепах, чем-то похожая на христианские традиции украшения пасхальных яиц.
Боливийцы выходят на улицы города, неся на подносах или подставках украшенные символы смерти. Они поют песни и танцуют под радостную народную музыку, тем самым утверждая, что смерть означает жизнь. Заканчивается праздник 8 ноября пикником на кладбище, во время которого боливийцы поминают своих усопших родных и безымянных духов.
Популярность традиции
Данный праздник удивительным образом сочетает в себе католицизм и местные верования. Он стал известен далеко за пределами страны и привлекает многочисленных туристов своей необычностью. То, что для боливийцев вера в защиту духов, которые живут в черепах – это норма и древний обычай, то для народов других стран может показаться чудовищным фетишизмом.
Вы хотели бы поучаствовать в таких праздничных мероприятиях?