Трудно вспомнить время, когда Google не контролировал, не организовывал и не отслеживал все аспекты нашего существования, но в 2004 году его новая служба электронной почты казалась настолько мощной, что в нее трудно было поверить.
Объявленные функции Gmail были ошеломляющими: емкость хранилища в гигабайтах превосходила другие сервисы в 100 раз. И при этом в нем можно было вести поиск.
Фантастическое предложение
Сегодня этот объем хранилища данных не кажется большим. Но в 2004 году Hotmail и Yahoo предлагали сравнительно крошечные 2 или 4 МБ хранилища электронной почты, чего едва хватало для хранения ссылок на сброс пароля и личной переписки.
Дисковое пространство, способное хранить 50 тысяч электронных писем, тогда казалось слишком фантастическим.
Но были и другие особенности. Компания Google объявила об ограниченном тестировании Gmail 1 апреля 2004 года. И новость эта была в стиле милой и неформальной культуры Google. В пресс-релизе компании говорилось, что поиск является онлайн-активностью №2, а электронная почта – №1, и основатели компании сказали себе: «Черт возьми, да!».
Жалоба на почтовые сервисы
Кроме того, Ларри Пейдж поведал о жалобе одной пользовательницы на существующие платформы электронной почты, которая и привела к появлению Gmail.
«Она пожалела, что тратит все свое время на сортировку сообщений или на то, чтобы их найти, — сказал соучредитель поискового гиганта Ларри Пейдж. — А когда она этого не делает, ей приходится удалять электронные письма без разбора, чтобы не превысить лимит в 4 мегабайта. Поэтому она спросила: «Неужели вы не можете это исправить?».
Многие люди спрашивали, не является ли это шуткой?
Майк Масгроув из «Вашингтон пост» в тот момент удивился новости и поговорил с экспертами, которые сравнили любопытную дату запуска с тем, что сделало Google уникальной компанией в море других поисковых систем.
Yahoo потеряла лидерство в поиске, став порталом, и большая часть репутации Google была основана на чистом, белом сайте без отвлекающих факторов.
Масгроув отметил, что в то день были и другие шутки. Например, прозвучала новость о том, что Google откроет офис на Луне. Однако в тот же день канал CNN сообщил, что инициатива поискового гиганта была реальным сервисом, объявление о котором было специально приурочено ко дню смеха.
Продажа личных данных
Если почтовая служба Gmail была рассчитана на будущее во взаимосвязанном мире, то же касалось и компаний, занимавшихся перехватом частных данных с целью их продажи компаниям в обмен на предоставление так называемого бесплатного сервиса.
При запуске Gmail сравнивал свою рекламную платформу с купонами в продуктовом магазине, которые распечатываются в зависимости от того, что вам нужно. Это звучит безобидно, но Google получает личную информацию, отмечает ключевые слова в сообщениях и продает эти данные третьим сторонам. Это поднимает вопросы о том, где размещаются данные, у кого есть к ним доступ, и насколько они безопасны с ростом возможностей хранения.
«Это была лазейка для просмотра содержимого вашей электронной почты без прямого доступа к ней», — утверждает Кевин Бэнкстон, который в то время был адвокатом, занимавшимся вопросами прав потребителей.
Теперь американский конгресс стремится обуздать технологические компании, участвующие в распространении дезинформации, разжигании насилия и злоупотреблении доступом к частным данным миллионов пользователей.
К этим серьезным проблем привели возможности, созданные Google и его сервисом Gmail.
В 2004 г. всего через несколько месяцев после того, как Марк Цукерберг дебютировал с веб-сервисом под названием Facebook, другой гигант индустрии информационных технологий отпраздновал завершение тяжелой работы над созданием службы, использование которой привело к бесконтрольному использованию Силиконовой долиной наших личных данных.