История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Дети

В нашей жизни, где столько труда и усталости, веселым, ярким, приятным и радостным огоньком являются детки. Мы радуемся, когда они достигают определенных успехов в жизни, и грустим, когда их касаются какие-либо беды и ненастья. Развитие психических функций — важная составляющая всего формирования личности ребенка. Патологиями этого развития занимаются несколько отраслей науки сразу, в частности, детская нейропсихология.

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Нейропсихология является важным направлением в психологии. Она возникла на стыке нескольких дисциплин, таких как медицина, неврология, нейрохирургия и психология. Предметом этой науки является исследование особенностей динамики психических процессов и личностной сферы, которые проявляются при локальных поражениях головного мозга.

Родоначальником нейропсихологии можно смело назвать А. Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций. Эта теория заложена в основу смежной науки, изучающей психические процессы в разных условиях.

Чем занимается современная нейропсихология детского возраста?

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Известно, что любая психическая деятельность осуществляется благодаря работе всех зон головного мозга. А знание того, какие участки мозга работают, когда человек выполняет ту или иную деятельность, является центральным местом в нейропсихологическом подходе.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием формирования и развития психической сферы ребёнка в процессе его развития. К сожалению, в последнее время растёт число детей, имеющих проблемы в психическом развитии. Причинами, повлёкшими такие проблемы, могут быть поражение ЦНС ребёнка в перинатальный период, патология родов, развитие патологий нервной системы в первые три месяца жизни и так далее. На сегодняшний день нейропсихология детского возраста предлагает комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление причин аномального развития и своевременное принятие мер.

Патологиями каких психических функций занимается эта наука?

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Обычно при поражении ВПФ нарушаются такие психические и когнитивные процессы, как речь, восприятие, мышление, активное внимание, виды мнестической деятельности. Иногда изменения касаются личности ребенка, страдают его эмоции. Особенно ярко могут проявляться нарушения головного мозга в двигательной и сенсорной сфере. В последнее время многие исследователи все больше внимания уделяют такой отрасли, как детская нейропсихология, изучающей развитие психических функций детей при норме и патологии, то есть в сравнении.

Как связаны психология и медицина в этой отрасли знаний?

Как уже говорилось, нейропсихология образовалась на базе теоритеческих данных психологии и медицины. Медицинское знание позволяет психологической науке понять и изучить различные механизмы и причины нарушения психической деятельности. Поэтому при разработке всевозможных нейропсихологических реабилитационных программ, направленных на улучшение самочувствия больного, участвуют как психологи, так и врачи.

Периоды возрастного развития детей

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Считается, что от 0 до 3 лет развитие ребёнка происходит очень интенсивно.

Все начинается с младенческого периода, когда малыш умеет только кушать, спать и радоваться при виде взрослого. Потом он превращается в самостоятельного любознательного малыша, который имеет в арсенале достаточное количество умений и навыков. Это время очень счастливое для него и памятное для его родителей. Однако первые слова, шаги, стихотворение, рисунок, поделка из пластилина станут возможными только при своевременном развитии памяти, внимания, мышления, речи и так далее.

В возрасте от 3 до 7 лет для ребенка открывается мир людей, предметное общение уходит на второстепенный план. Малыш во всем подражает взрослым, все его действия и поступки мотивированы и имеют цель. Повышается интерес к окружающему, развиваются формы активного взаимодействия со сверстниками, закладываются личностные черты, формируются морально-нравственные свойства, приобретаются такие качества, как уважение, сотрудничество, умение отстаивать свое мнение.

Причины, по которым родители обращаются в центр детской нейропсихологии

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

За помощью к нейропсихологу и другим специалистам, работающим в области детской нейропсихологии, обращаются родители, чьи дети испытывают трудности в обучении и имеют проблемы в поведении. Чаще стали обращаться с проблемами детского заикания, тиков, эмоционально-неустойчивого поведения, не меньше родителей беспокоят страхи и повышенная тревожность у детей.

Детский нейропсихолог разрабатывает индивидуальные программы для работы с проблемными детьми, проводит психокоррекционные занятия при задержке психического развития, помогает родителям определиться, с какого возраста лучше отдать ребёнка в школу, определяет уровень его развития.

Причинами, побуждающими обратиться за помощью к нейропсихологу, являются:

  • гиперактивность, неусидчивость или чрезмерная вялость ребёнка;
  • различные двигательные нарушения (недоразвитие моторики, повышение или снижение тонуса, моторная неловкость);
  • недоразвитие психических и когнитивных процессов, таких как память, восприятие, внимание, мышление;
  • трудности при обучении письму, счёту, а также если ребенок не может читать.

Методы помощи нейропсихологов

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Центр детской нейропсихологии, куда часто обращаются за помощью родители, является основной диагностической базой для ребёнка с проблемами в развитии, ведь обязательно назначается процедура психодиагностики. Это важно для выявления особенностей психической сферы ребёнка. Затем могут быть назначены психокоррекционные мероприятия.

Методы психодиагностики включают исследование состояния мнестических способностей, активного внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и т. д. Психокоррекционные занятия способствуют полному либо частичному восстановлению повреждённых психических функций, необходимых для полноценного развития и успешного обучения, за счёт остальных сохранных функций. В этом случае нейропсихологом составляется программа работы, актуальная для конкретного ребёнка.

Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме. Следует заметить, что такую помощь должен оказывать именно нейропсихолог (либо специалист, который хорошо разбирается в такой отрасли, как нейропсихология детского возраста). Информативным в плане коррекционных упражнений является пособие Ю. В. Микадзе «Нейропсихология детского возраста». Для закрепления результата очень важно родителям заниматься с детьми дома.

Центр детской нейропсихологии: отзывы родителей

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Каждый родитель, воспитывая своего ребёнка, верит и надеется вырастить полноценную гармоничную личность. Наша жизнь полна трудностей и испытаний, с которыми не то что ребёнку, но и взрослому справиться порой не под силу. Неуверенность в своих силах, обиды, страхи, непринятие обществом, ведомость, слабые познавательные способности, проблемы в общении являются частыми спутниками современных детей. К счастью, с появлением различных нейропсихологических центров эта проблема решаема на сегодняшний день.

Так, научно-исследовательский центр Детской Нейропсихологии, основанный в 1999 году, оказывает помощь детям с проблемами в психическом развитии на очень высоком уровне. Этот центр уникален и является единственным в своем роде в Москве, так как высокий профессионализм работающих там специалистов гарантирует высокое качество оказываемой помощи. Следует заметить, что отзывы о нем только положительные.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.