Федеральный образовательный стандарт направляет педагогов на поиск инновационных технологий, средств, методов и приемов, которые бы решали задачи развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Проект в детском саду в средней группе — хорошая возможность реализовать всё это, интегрируя разные образовательные области.
- Интересное и полезное дело
- Когда начинать?
- Деятельность с учётом возраста
- Кто может реализовывать проект?
- Как выбрать тему проекта?
- Как в проекте интегрируются образовательные области?
- Какова последовательность работы над проектом?
- Как работать над проектом?
- Каковы основные преимущества проектной деятельности?
Интересное и полезное дело
В современном понимании проект — это некая проблема, требующая решения. Если такая проблема есть, то остаётся её сформулировать и создать проект. Такие проекты, растущие от насущного вопроса, более действенны и эффективны. В действительности же бывают и другие случаи – объявленный в ДОУ конкурс проектов заставляет педагогов «придумать» проблему: с одной стороны, это может подтолкнуть к деятельности, а с другой — создать проект ради проекта, «для галочки». Если тема актуальна, проектная деятельность увлекательна и интересна всем участникам.
Когда начинать?
С детьми какого возраста можно реализовать проект в детском саду? В средней группе дети уже могут быть участниками при поддержке взрослых, становясь старше, они становятся активными партнёрами проекта, но даже самые маленькие дети вполне могут быть включены в проектную деятельность.
Приходя в сад, малыши ещё только адаптируются к новым условиям, поэтому все усилия направлены на то, чтобы сделать этот процесс как можно более благоприятным. И уже к 4 – 5 годам, освоившись в дошкольном учреждении, дети готовы к разнообразной деятельности, в том числе и проектной.
В технологии проектирования соотношение «ребёнок – взрослый» строится на соучастии. Сначала дети внимательно наблюдают за деятельностью старших и принимают посильное участие в ней, постепенно становятся равносильными партнёрами и приходят к сотрудничеству. В нашей статье мы рассмотрим подробнее, как правильно организовать проекты для детей средней группы.
Деятельность с учётом возраста
Дети четырёх лет имеют некоторые особенности, которые необходимо знать при включении их в работу над проектом.
- У детей среднего возраста возрастают физические возможности, они становятся более активными. Направить эту появившуюся энергию в нужное русло помогут готовые проекты. В средней группе они могут быть различными по тематике, но должны быть доступными для понимания четырёхлетками.
- У четырёхлеток часто проявляется повышенная возбудимость. Заметив такое состояние в группе, педагог должен быстро принимать меры. Лучше всего отвлечь детей на что-то интересное. Вернуть силы и расслабиться, снять напряжение поможет правильно организованная деятельность в рамках проекта, хорошо, если она будет разнообразной – и подвижной, и спокойной, но обязательно эмоционально окрашенной. При этом происходит физическое и психическое развитие детей.
- Новые возможности появляются в общении со сверстниками. Проект в детском саду в средней группе должен включать различные игры, которые объединяют, учат взаимодействовать.
- Детям становится особенно важно получать одобрение взрослых, делать что-то вместе, эти потребности также можно удовлетворить в проектной деятельности, если привлечь к ней не только педагогов, но и родителей. В совместном деле формируется взаимопонимание, возникает радость общения.
Кто может реализовывать проект?
Участниками могут стать дети, воспитатели, педагоги-специалисты и родители. В начале работы над проектом может показаться, что дети выполняют запланированное взрослыми, но в процессе выясняется, что в силу своих возрастных особенностей они активно участвуют и могут даже предлагать и планировать, умеют сравнивать, анализировать, исследовать. В хорошо организованной деятельности дети не только выполняют правила и требования, но и создают шедевры, творят, оформляют, оценивают.
Как выбрать тему проекта?
Направленность проектов появляется порой неожиданно: темой проекта может стать что угодно. Дети этого возраста интересуются всем вокруг, хотят разобраться в происходящих явлениях. Вопрос ребёнка о том, почему растаял снеговик, может послужить толчком к деятельности. Проект «Весна» в средней группе поможет детям освоить признаки весны, понять, почему снег темнеет и тает. В играх расширяются знания и представления детей об окружающем мире. Работая над проектом, можно знакомить детей с литературой о весне, наблюдать за изменениями в природе во время прогулок в саду и с родителями, учить стихи и песенки, рассматривать иллюстрации, картины и фотографии, проводить опыты со снегом, рисовать, делать аппликации. Проект «Весна» в средней группе поможет организовать творческое взаимодействие детей и родителей в разнообразной деятельности по изучению весенних примет.
Как в проекте интегрируются образовательные области?
Проект в детском саду в средней группе предоставляет возможность интегрирования образовательных областей, а следовательно, полноценного развития личности ребёнка. Рассмотрим на примере, как это можно осуществить в рамках одного проекта. В период подготовки к 9 мая актуален будет проект День победы. Средняя группа может использовать разные формы работы, при этом будет происходить разностороннее развитие детей:
- Познавательному развитию будет служить изучение исторических фактов и событий, доступных пониманию детей.
- Речевому развитию способствуют обогащение активного словарного запаса детей, знакомство с художественной литературой, заучивание стихов, составление рассказов.
- Музыкальный и литературный материал, используемый в работе над проектом, осуществляет художественно-эстетическое развитие детей, они слушают песни военных лет, читают стихи, пытаются проявить себя в художественно-творческой деятельности (например, через рисунок).
- Если участниками проекта станут взрослые – родители, педагоги — и дети, это позволит реализовать социально-коммуникативное развитие детей – они с интересом взаимодействуют со взрослыми во время совместных мероприятий, выставок, похода к памятнику погибшим воинам, это должно вызывать у них яркие эмоциональные проявления.
Какова последовательность работы над проектом?
Начальный этап — подготовительный, когда определяется проблема, цели, прогнозируется результат, подбирается программно-методическое обеспечение для реализации проекта, проводится изучение опыта других педагогов по теме проекта. Рассмотрим, например, «День защитника Отечества». Реализуя такой проект, средняя группа 23 февраля может провести праздник для мальчишек и пап. Проблема — как отметить предстоящую дату. Цель – поздравить будущих и настоящих защитников Отечества, предполагаемый результат – положительные эмоции детей и взрослых от проведённого мероприятия.
Следующим этапом становится диагностический: проводятся анкетирования, наблюдения, исследования по изучению состояния проблемы на момент начала работы над проектом. В рассматриваемой нами подготовке к 23 февраля может использоваться опрос родителей и детей о форме предстоящего праздника, интересным будет видеоопрос детей с просьбой рассказать о папе. Его моменты можно будет продемонстрировать во время мероприятия.
Самым интересным становится сама работа по проекту – творческий этап, на котором, собственно, и происходит совместное движение к результату. Разработанный сценарий мероприятия и его проведение составят суть этого этапа. Возможно дополнительное использование и других форм работы: организация фотовыставки «Наши дедушки и папы», выставка рисунков «Наша армия».
Завершается работа над проектом, как правило, презентацией, анализом целей и результатов, изучением итогов деятельности, оценкой проекта и поиском дальнейших перспектив развития. Можно попросить участников оставить отзывы сразу после мероприятия или сделать анализ позже, с учётом всего, что получилось, и того, что не удалось сделать.
Как работать над проектом?
Сегодняшние условия жизни делают особенно актуальными экологические проекты. Виды деятельности, формы и методы работы могут быть различны: тематические занятия по проекту, игры детей, совместная деятельность со взрослыми, наглядная информация для родителей, сопровождающая работу по проекту, творческие работы семей. Хорошо дополняют проект диагностические методы: анкетирование и наблюдение, а также исследовательские методы – дети становятся экспериментаторами, изучая мир вокруг себя.
Экологические проекты могут носить конкретную направленность, например, дети и взрослые могут посадить «Аллею семьи», сделать кормушки для птиц или очистить родник от мусора. Такой результат порадует детей, они будут гордиться своими полезными делами, сделанными вместе с родителями.
Каковы основные преимущества проектной деятельности?
Работа над проектом – интересный, творческий процесс, его интегрированный характер позволяет научить детей действовать самостоятельно и активно, творчески мыслить, разными способами находить знания и использовать их. Кроме того, проект – прекрасная возможность привлечь родителей к активному участию в жизни сада.