Основная цель приватизации, поставленная на первом этапе перехода к рыночным отношениям и предусматривающая обеспечение реального многообразия форм собственности в стране, в основном, достигнута. Вместе с тем, стратегическая цель этого важнейшего социально-экономического процесса состоит в повышении эффективности производства, что не достигнуто по целому ряду причин, как объективного, так и субъективного свойства.
Одна из таких причин состоит в том, что государственная собственность еще не стала достоянием эффективного собственника, а имеющиеся индивидуальные предприниматели еще не способны в полной мере обеспечить динамичное развитие предприятий. Проблема поиска и становления эффективных собственников, приватизируемых компаний, заинтересованных в рациональном использовании ресурсов; привлечении инвестиций, повышении его эффективности является ключевой и весьма актуальной задачей.
В настоящее время понятие «эффективный собственник» является не устоявшимся и монографические исследования по этой проблеме практически отсутствуют. Но по имеющимся представлениям, эффективными могут считаться индивидуальные предприниматели с четкими конкретными целями и стратегией развития предприятий, и которые при этом способны решать следующие задачи:
— в конкурентной борьбе удерживать и расширять объемы продаж и занимаемый предприятием сегмент рынка;
— обеспечивать эффективное развитие предприятия, получение прибыли и рентабельность, достаточную для расширенного воспроизводства;
— направлять большую долю прибыли на обновление производства, инновационную деятельность.
Для решения этих задач определяющим фактором успеха приватизации является эффективное управление предприятиями, эффективная деятельность их руководителей, способных принимать верные решения от лица собственников-акционеров.
При этом прежний руководитель госпредприятия, например, может рассматриваться как один из главных претендентов на роль эффективного собственника, если он будет владеть крупным пакетом акций. Вместе с тем такие руководители создаваемых ОАО на базе госпредприятий, зачастую не заинтересованы в решении поставленных задач, поскольку отсутствуют конкретные критерии эффективности их работы и адекватной мотивации в достижении заданных ориентиров.
Имеются разные концепции обеспечения эффективности управления предприятиями, основанные преимущественно на зарубежных методиках и предлагающие различные модели на основе анализа стоимости бизнеса. Признана и широко используется на практике VBM (Value Based Management), который переводится как «управление, направленное на формирование стоимости». В концепции VBM выделяют две группы методов. Одну группу составляют методы, имеющие финансовую направленность. В сбалансированной системе различают как финансовые, так и нефинансовые показатели.
Концепция BSC (в русскоязычной литературе ССП — сбалансированная система показателей) – это система управления, которая позволяет предпринимателям трансформировать стратегические цели предприятия в план управления оперативной деятельностью и оценивать результаты с помощью базовых параметров эффективности.
Суть ССП заключается в том, что деятельность компании для обоснованной оценки рассматривается и оценивается по системе четырех групп параметров.
Первая основывается на стандартных финансовых показателях, отражающих финансовую отдачу на вложенные средства.
Вторая — описывает окружение предприятия, включая объем рынка и рыночную долю в целевом сегменте.
Третья – отражает внутренние процессы компании, в частности инновационный процесс, разработку продукта, подготовку производства и т.д.
Четвертая – отражает то, как индивидуальные предприниматели готовы к обучению и росту, рассматривает такие факторы, как информационные системы, процедуры взаимодействия между участниками процесса, т.е. людьми с их способностями, навыками и мотивацией.
Система этих показателей является основой стратегического управления, предполагающего наличие формализованной стратегии, началом которой является регистрация индивидуальных предпринимателей самостоятельно, предполагающей путь движения и достижение стратегической цели как завершающего результата экономического цикла.
Для осуществления такой стратегии, индивидуальные предприниматели должны разработать постоянно функционирующую систему планирования, подбора и расстановки кадров исполнителей и распределения ответственности. Важным компонентом стратегии выступает, это должен учесть индивидуальный предприниматель — отчетность, которая обеспечивает возможность мониторинга за развитием бизнеса.
В зарубежной практике присутствует большое количество примеров построения ССП, как вполне успешных, так и вскрывающих типичные проблемы концепции. Вместе с тем модели, основанные только на зарубежном опыте, не могут применяться на этапе формирования рынка в нашей стране без соответствующей адаптации и существенных корректировок, однако необходимо попытаться использовать этот опыт для построения соответствующей эффективной системы мотивации предпринимателей к принятию современных технологий ведения бизнеса.