Повышенная популярность Иж-49, а также победы ижевских машин в соревнованиях создали благоприятные условия для увеличения производственных мощностей так понравившихся всем мотоциклов. Анализ специалистами такой модели показал, что она нуждается в существенном улучшении.
Однако строить новый завод не было возможности, так как это было очень накладно. Поэтому руководство предприятия приняло решение на основе уже имеющейся модели создать более современный мотоцикл. При этом лучшим вариантом считалось применить прогрессивные технологические решения и изменить дизайн Иж-49, выводя таким образом Ижевский завод на более совершенный технологический уровень. Это удалость сделать, создав Иж-56.
Дело в том, что в начале 50-х годов конструкторы, инженеры заводов, гонщики и просто любители, спортивные судьи – все разворачивали дискуссию о том, как бы улучшить советские мотоциклы. Особенно это волновало тех людей, которые побывали за рубежом и познакомились с передовыми новшествами иностранных компаний, ведь они видели, что мировое моторостроение неуклонно стремится к форсированию двигателей современных агрегатов.
Однако в советское время технически перестроить завод в условиях планирования экономики было просто невозможно. Поддержать неуклонный рост изготовления мотоциклов можно было, применив унификацию моделей при постепенном увеличении качества продукции. Такой подход и повлек создание Иж-56.
То есть, модернизировав старый Иж-49, получили совершенно новую машину. Это стало возможным только за счёт усовершенствования устройства мотоцикла и изменения процесса его производства. Основной упор при изготовлении модели Иж-56 ставили на проектировочные преобразования, которые воплощались в жизнь Центральным конструкторским бюро Ижмаша.
При этом конструкторы изменили штампованную раму на более облегчённую конструкцию из тонкостенных труб. Однако это повлекло за собой изменения всего процесса производства Иж-56. Вместо старой технологии литья прямо в землю стали использовать формовку под избыточным давлением. Для изготовления картеров, ступиц, поршней и цилиндров даже построили специальный цех. Чтобы изготовить трубчатую раму, освоили новые технологии и оборудовали отдельное помещение.
В 1956 году на Ижевском заводе закончили работу по проектированию новой машины. Вот так и был создан мотоцикл Иж-56. Переднюю часть – крыло, колесо, руль и вилку — только немного изменили, оставив такими, какими они были на модели Иж-49.
В 1956 г. приступили к серийному производству новинки. В течение двух лет её изготовляли совместно с Иж-49. 10 июля 1960 г. создали миллионную машину. Летом этого года большинство специалистов завода получило награды ВДНХ. По грубому расчёту, в это время мотоциклы Иж-56 достигли рубежа производства в 700 тысяч экземпляров. После некоторых модификаций стали выпускать Планету.
Оглядываясь на события тех лет, понимаешь, что Иж-56 являлся первой ласточкой из мотоциклов, прославивших завод по производству “Планет”. Многие разработки и новшества 50-х годов остались неизменными и до нашего времени. Заслуга это, конечно, конструкторов того времени. Можно сказать точно, что “пятьдесят шестой” является основным звеном всей цепочки производства мотоциклов.