В наши дни большинство современных автомобилей оснащено различными приспособлениями. Кондиционер воздуха уже не является роскошью, а лишь предметом, обеспечивающим комфортное пребывание в салоне. Но, несмотря на распространенность этого устройства, не все автолюбители знают, как работает кондиционер. А эта информация может пригодиться для продления срока эксплуатации прибора.
Как устроен автокондиционер?
Кто-то может задуматься, зачем знать эту, казалось бы, на первый взгляд, ненужную информацию. Но ведь кондиционеры в автомобилях порой выходят из строя, тогда приходиться обращаться в автосервис для того, чтобы починить данное устройство. Вот тут-то эта информация вам и пригодиться для того, чтобы вас не обманули в автосалоне.
Устройство автокондиционера в себя включает:
— компрессор;
— хладагент;
— конденсатор;
— испаритель теплосборника;
— ресивер-осушитель;
— трубки, датчики, клапаны, блок управления.
Основным элементом, пожалуй, можно назвать компрессор. Это агрегат, который заставляет хладагент (чаще всего фреон) циркулировать по системе. Испаритель тепло-сборника необходим, чтобы в нем испарялся фреон, и происходило поглощение тепла. Ресивер-осушитель необходим, чтобы осушать хладагент.
Как работает кондиционер?
Задавать этот вопрос, когда прибор выйдет из строя, будет поздно. Поэтому лучше заранее узнать, как работает кондиционер. По большому счету, принцип его работы весьма схож с работой бытового холодильника.
Изначально газ фреон сжимается в компрессоре автомобильного кондиционера до 12-20 бар. При этом он нагревается до высокой температуры в пределах от 50 до 80°С. После этого газ поступает в конденсатор, где, благодаря хорошему обмену с внешней средой, фреон охлаждается, превращаясь в жидкость. Жидкий фреон скапливается внутри конденсатора.
После этого хладагент в жидком состоянии поступает в ресивер-осушитель. В нем он фильтруется от грязи, осушается селикогелем от воды, а жидкая фракция отделяется от газообразной. Далее фреон из ресивера (в жидком состоянии) проходит сквозь маленькие отверстия в испаритель. Давление при этом снижается резко и составляет от 1 до 3 бар.
Как ясно из названия, в испарителе жидкий фреон испаряется, превращаясь вновь в газ. При этом сам испаритель охлаждается до 0°С. Фреон в газообразном виде вновь поступает в компрессор под низким давлением. Там он сжимается — и цикл повторяется вновь. Понятно, что для управления кондиционером используется блок управления.
Прочитав это краткое описание, достаточно просто понять, как работает кондиционер в автомобиле. И так работать может он довольно долго. Однако существуют негативные факторы, которые могут привести к его поломке:
— перепады температуры;
— вибрация;
— вредная окружающая среда;
— влажность.
Основные неполадки автомобильного кондиционера
Наиболее частыми причинами неполадок в работе кондиционера можно назвать негерметичность самой системы. Произойти это может в результате коррозии деталей из алюминия, износа резиновых трубок, клапанов, прокладок. Кроме того, герметичность системы может появиться в результате механического повреждения, вызванного аварией или неквалифицированным ремонтом.
Также часто из строя может выйти компрессор. Определить это можно по появившемуся шуму, стуку, гудению. Если причиной этому стало повреждение подшипника, то необходимо будет его заменить. В случае, когда корпус компрессора перестал быть герметичным, его можно починить.
Восстановить герметичность корпуса можно при помощи сварки. Кроме того, неполадки в работе автомобильного кондиционера могут появиться, когда рабочие поверхности конденсатора сильно загрязнены. В таком случае он подлежит замене. Главное, чтобы это выполняли опытные и квалифицированные мастера.