Серийное производство грузового автомобиля ГАЗ-4301 развернули в 1992 году. Оснастили его 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 125 л.с. с воздушным охлаждением от ГАЗ-542. Выпускался двигатель по лицензии Deutz — известной немецкой фирмы. Производство автомобиля продолжалось до 1994 года. За это время было поставлено на колеса 28158 грузовых автомобилей семейства ГАЗ-4301.
От предыдущей, 53-й модели, ГАЗ-4301 отличался дизельным двигателем, а также тем, что еще на стадии проектирования в него была заложена возможность постоянно работать в составе автопоезда. Кроме того, нужно сказать о 6-цилиндровом двигателе. Это лицензионная копия двигателя от компании Deutz. ГАЗ закупил лицензию на целое семейство, которое включает также и 4-цилиндровые дизели с разной мощностью.
Усиление и устойчивость
В связи с тем, что изначально предполагалось шасси универсального назначения, для усиления кардинально переработались многие узлы, принадлежащие грузовикам третьего поколения. Многие из них были заново разработаны, а именно: коробка передач, задний мост с опционным блокированием дифференциала, передняя ось, подвеска, карданная передача, рама. Также в новой модели ГАЗ-43101 появилась двухконтурная тормозная система, имеющая гидропривод и два пневматических усилителя. Хорошую устойчивость машины удалось обеспечить, создав широкую колею передних и задних колес. Свою роль сыграл также центр тяжести, который расположен низко.
Улучшение потребительских качеств
ГАЗ-4103 включает в себя также и многие технические решения, которые изначально были направлены на оптимизацию потребительских качеств этого грузового автомобиля. Здесь присутствует рулевое управление, оснащенное гадроусилителем, электрофакельное устройство, облегчающее пуск двигателя, кресло водителя (регулируемое подрессоренное), намного эффективнее система вентиляции и отопления, есть устройство обмыва и обдува полупанорамного ветрового стекла. Все это позволило автомобилю ГАЗ-4301, технические характеристики которого были намного улучшены, стать, без сомнения, новой вехой в модельном ряде завода.
Но были и существенные недостатки…
В первую очередь невысокий спрос на этот грузовой автомобиль обуславливался низкокачественной сборкой двигателей, а также их ненадежностью. Это не позволило развернуть массовое производство дизелей. Низкий объем производственности объяснялся еще одной причиной — автомобиль имел низкую проходимость. Дело в том, что передняя его ось была тяжеловата, ведь расчет делался на мощный двигатель, а автомобиль предназначался для эксплуатации в составе автопоезда. А вот на раскисших дорогах, которых в нашей стране очень много, ГАЗ-4301 то и дело застревал.
В начале 90-х годов неблагоприятные события в экономике почти полностью обнулили государственный заказ на автомобили для сельского хозяйства, в том числе и на ГАЗ-4301. Результатом такой ситуации стало то, что из-за малых объемов выпуска, себестоимость дизеля стала превышать в несколько раз себестоимость автомобиля в целом. За 1994 год убытки моторного производства составляли 200 млн. рублей, а в следующем году цифра эта удвоилась. Все это привело к тому, что руководством Горьковского завода было принято решение остановить производство дизельных двигателей, а семейство ГАЗ-4301 с производства снять.
Все же автомобиль этот нашел применение в нашей стране. Хотя ГАЗ-4301 отзывы часто получает не очень приятные, он относительно дешевый в ремонте, а также является отличным средством для перевозки самых разных грузов.