Если поинтересоваться историей советских полноприводных грузовиков, то выяснится крайне любопытный момент: под индексом ГАЗ-62 существовало три разных автомобиля. Разработка каждого из них выполнялась самостоятельно и в разное время. Причем любой из этих грузовиков демонстрировал отличные внедорожные характеристики, и в их конструкции использовались новые для того времени технические решения. Ни один из них не выпускался на конвейере. Хотя все они делались по заказу военных.
Первым в этом списке оказался ГАЗ-62 образца 1940 года. К тому времени концепция транспортного средства для бездорожья с колесной формулой 6х4 показала свою бесперспективность. Стало окончательно ясно, что нужна автомашина с полным приводом 4х4. К реализации этой идеи приступили после закупки в США оборудования, позволяющего изготавливать ШРУС. Вдобавок к этому, в ряду двигателей Горьковского автозавода появился мощный мотор ГАЗ-11.
Внешне новый автомобиль напоминал привычный всем ГАЗ-ММ, у которого он позаимствовал кабину и многие узлы. Он стал первым полноприводным грузовиком, у него была применена оригинальная раздатка на четыре положения:
— включен только задний привод;
— включены оба моста (жестко);
— нейтральное положение, все выключено;
— полный привод с демультипликатором.
Результаты испытаний показали отличную динамику и великолепную проходимость этой машины, но в связи с приближением войны и работой над джипом ГАЗ-67 этот грузовик на две тонны оказался невостребованным. По ленд-лизу к нам за время Великой Отечественной поступило множество иностранных автомобилей, в том числе так называемый Додж три четверти. На его основе и были созданы следующие грузовики ГАЗ-62 образца 1952 года.
Внешне автомобиль походил на 69-ую модель, имел тот же 11-ый мотор, был способен перевозить 12 человек с оружием или груз в 1,2 тонны. Автозавод ГАЗ работы и испытания над новым автомобилем не прекращал, в его конструкцию вносились новые технические решения, значительно улучшавшие эксплуатационные и ездовые характеристики машины. Пройдя всевозможные проверки и показав отличные результаты, по непонятным причинам автомобиль серийно так и не выпускался.
Вместо этого началась новая разработка ГАЗ-62 образца 1959 года. Теперь планировалось создание бескапотного грузовика грузоподъемностью в одну тонну, способного буксировать противотанковые пушки с боекомплектом, а также приспособленного к транспортированию по воздуху и десантированию. В конструкцию было заложено множество решений, ставших в дальнейшем почти обязательными для автомобилей следующих поколений (самоблокирующийся дифференциал, централизованная подкачка, гипоидные передачи и т.д.).
Кабина для облегчения доступа к двигателю откидывалась вперед посредством пружин, некоторые узлы были заимствованы у ГАЗ-63. По своим техническим характеристикам этот грузовик не уступал зарубежному аналогу, в роли которого выступал немецкий Unimog. Автомобиль прошел все виды испытаний и выпускался незначительными сериями. В дальнейшем он послужил базой для разработки ГАЗ-66.
Один индекс — ГАЗ-62 — три разных машины. И каждая показывала великолепные для своего времени и типа результаты как на трассе, так и на бездорожье. Однако после трех неудавшихся попыток разработки и освоения производства в истории Горьковского завода автомобилей с подобным индексом больше не было.