Грузовой автомобиль отечественного производства ГАЗ 53 невозможно переоценить: за весь его период производства он стал самым распространенным среднетоннажником на территории Советского Союза. Данный грузовик выпускался в период с 1961 по 1992 год. За 30 лет с Горьковского конвейера сошло более чем четыре миллиона единиц такой техники. Он применялся во всех отраслях сельского хозяйства и активно доставлял продукцию во многие города СССР. На его базе была сконструирована военная и коммунальная техника. И сейчас можно увидеть ГАЗ 53 — самосвал, бензовоз, молоковоз, цементовоз, продуктовый термический фургон и многие другие модификации. Изготовлялись они все с колёсной формулой 4х2 и были заднеприводными. Новинка, благодаря высокому клиренсу (25 сантиметров), имела высокую проходимость и отлично преодолевала препятствия.
История разработки
Легендарный труженик ГАЗ имел цельнометаллическую кабину. В неё свободно помещались три человека, несмотря на то, что сиденье было одно для всех. Проще говоря, сидение являло собой огромный диван, на котором можно не только ездить, но даже и спать. Общая конструкция кабины была заимствована с аналогичного ЗИЛ 130 – выступающие крылья и длинный капот. Из-за этого площадь салона была очень маленькой. Вся отделка панели приборов была металлической. О комфорте в то время никто, к сожалению, даже не задумывался.
Изменения в дизайне
За весь период производства на машине трижды менялся дизайн передней облицовки. Стоит сказать, что техническую часть инженеры не трогали, и за 30 лет она не менялась. В первое десятилетие производства фары на ней были расположены сверху, а подфарники – снизу. В середине 70-х годов прошлого века в дизайн были внесены небольшие изменения – облицовка радиатора и основные фары, размещённые снизу, вкупе придавали грузовичку видимость улыбки. С таким дизайном ГАЗ выпускался вплоть до 1985-го года. В том году завод внёс последнее существенное изменение в кабину. Так, новые грузовики имели более крупную облицовку с новыми габаритными фарами.
ГАЗ 53 был настолько популярен, что на его удлинённом шасси был сконструирован пассажирский автобус КАВЗ модели 685. Также из шасси делался тягач. Но он производился в малом количестве (в то время как ЗИЛ-тягач изготовлялся массово), и на сегодняшний день встретить такой ГАЗон практически невозможно.
Простота была повсюду – начиная от скромного салона заканчивая двигателем и коробкой передач. Благодаря этому ремонт, например, заднего моста, или же регулировка клапанов ГАЗ 53 не составляли особого труда. Для этого нужны были лишь пара инструментов и руководство по эксплуатации.
На экспорт
Горьковский автозавод также изготовлял экспортную версию в тропическом исполнении, которая имела название ГАЗ 53-50/70. Она активно поставлялась в Кубу, Вьетнам, Чехословакию, Румынию, Польшу, Венгрию, Югославию, Финляндию и даже в Китай. С конца 60-х годов в болгарском городке Шумен был построен завод Мадара, который занимался производством соответствующих машинокомплектов.
Данный грузовик считается настоящей легендой СССР.