ГАЗ-52 принадлежит к семейству среднетоннажных автомобилей, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом в период с 1966 по 1989 гг., и относится к третьему поколению автомобилей марки ГАЗ.
Идея производства на Горьковском автозаводе сразу трех семейств автомобилей, которые являлись бы полностью унифицированными, возникла еще в середине прошлого столетия. За базовую модель решили взять новый автомобиль ГАЗ-52 – преемника предыдущей модели, ГАЗ-51А. Кстати, модель ГАЗ-51 является одной из самых массовых машин, выпускаемых советским автопромом. За все время было выпущено почти 3,5 млн. экземпляров (не считая автомобилей, произведенных за рубежом по лицензии). Приняв от своего предшественника двигатель, большинство узлов и агрегатов ходовой части, новый автомобиль стал выпускаться с кабиной от автомобиля ГАЗ-53. Основным отличием ГАЗ-52, фото которого практически ничем не отличается от фото ГАЗ-53, является то, что на 52-й устанавливался рядный шестицилиндровый двигатель, а на 53-й – V-образный восьмицилиндровый.
Автомобиль ГАЗ-52 создавался творческим коллективом под руководством главного конструктора А.Д. Просвирнина при участии ведущих конструкторов А.И. Шихова и В.Д. Запойнова. Конструктором двигателя был П.Э. Сыркин. Опытный образец этого автомобиля был представлен в 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе, где был удостоен самой высокой награды.
На очередное творение горьковских автомобилестроителей возлагалась задача обеспечить автомобилю хорошую маневренность, плавность хода и высокую проходимость с учетом отсутствия в большинстве регионов дорог с твердым покрытием. При этом в конструкцию новой модели ГАЗ-52 был внесен целый ряд усовершенствований: цельнометаллическая двухместная кабина, в которой имелось отопительное устройство, обдув ветрового стекла, вакуумные стеклоочистители, ветровое панорамное стекло и т.д.
Кроме того, отсутствие на тот момент качественного высокооктанового топлива создавало дополнительные трудности при создании мощного, но экономичного двигателя. Результатом работы советских ученых стал двигатель с факельным зажиганием, в наше время почти совсем забытый. Применение новой технологии позволило увеличить степень сжатия двигателя с 6,2 до 6,8, а мощность – с 70 до 85 л.с. при использовании бензина марки А-66 (впоследствии стали использовать А-76). Также удалось добиться снижения расхода топлива при существенном повышении динамических характеристик.
Автомобиль ГАЗ-52 выпускался почти в двадцати модификациях. На базе его шасси создали множество спецавтомобилей – самосвалов, автофургонов, топливозаправщиков, передвижных мастерских и т.п. Некоторые модификации были переоборудованы для работы на сжиженном газе.
За все время было произведено более миллиона единиц техники, последний экземпляр которой сошел с конвейера в 1989 г. Тем не менее сих пор на улицах наших населенных пунктов нередко можно встретить трудягу ГАЗ-52. Цена на него относительно небольшая, но ее сочетание с высокой надежностью и простотой эксплуатации делают 52-й, пожалуй, самым популярным автомобилем в своем классе.