ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Грузовые автомобили

Горьковский завод славится своими легковыми и грузовыми автомобилями. В модельном ряду есть несколько легендарных экземпляров. Один из них – это ГАЗон. Он представляет собой среднетоннажный советский грузовой автомобиль. Но обычно с ГАЗоном ассоциируют 53-ю модель, хотя прародителем ее являлся ГАЗ-52-04. Фото, технические характеристики и другая информация по 52-му ГАЗону – далее в нашей статье.

История

Мало кто знает, но первая партия опытных грузовиков 52-й модели была изготовлена еще в 58-м году. Главный конструктор данного автомобиля — Просвирнин Александр Дмитриевич. Он же занимался и разработкой 51-го ГАЗона. Нужно сказать, что 52-й стал его преемником и получил целый ряд изменений. Новинка была представлена на ВДНХ, а также на международной выставке в Бельгии. Более того, новый ГАЗон получил Гран-при среди грузовых машин. На то время он считался высокотехнологичным и прогрессивным автомобилем.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Модификация ГАЗ-52-04 представляет собой укороченную версию обычного ГАЗона. Серийный выпуск модели был начат в 75-м году. Производилась машина вплоть до 89-го.

Внешность

Дизайн нового ГАЗона кардинально отличался от предыдущей модели. Кстати, кабина ГАЗ-52-04 стала основной для создания 53-го ГАЗона. Спереди – круглые стеклянные фары и массивная трапециевидная решетка радиатора. В отличие от 53-й модели, она красилась в цвет кузова. Также здесь были другие прорези для радиатора. Последний был меньших размеров, так как на ГАЗ-52-04 ставился менее объемный мотор. Что касается дизайна крыльев, капота и других элементов, они не претерпели изменений даже на 53-м ГАЗоне. Внешность получилась довольно удачной для тех времен. Для удобства посадки на грузовике есть железная подножка. Дверные ручки – металлические. Впрочем, пластиковых деталей здесь было всего несколько. Как выглядит ГАЗ-52-04? Фото машины читатель может увидеть в нашей статье.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Отметим, что данная модификация представляла собой не просто короткобазный, а укороченный бортовой грузовик. Кузов был деревянным, с железными замками. Некоторые версии оснащались гидравлическим подъемником. Среди отличий данной модификации стоит отметить расположение глушителя. Он находился с левой стороны. На других ГАЗонах глушитель располагается по правую сторону.

Что говорят про качество металла отзывы? Владельцы отмечают, что кабина ГАЗона практически не гниет. И это несмотря на то, что машине уже около полувека. Качество покраски тоже заслуживает похвалы. Что примечательно: даже заброшенные экземпляры, покрытые внешне ржавчиной, не имеют сквозных дыр – настолько был качественным советский металл.

Размеры, клиренс, грузоподъемность

Машина имеет следующие габариты. Длина кузова составляет 6 метров, ширина – 2,38, высота – 2,2 метра. Дорожный просвет – 27 сантиметров. Угол заезда составляет 41 градус. Угол съезда – 24 градуса. Благодаря высокому клиренсу и короткой базе, машина могла использоваться не только на асфальтированных дорогах, но и на участках без такового покрытия. Машина уверенно ездит по полям и по бездорожью, причем с полной загрузкой. А поднимает она до двух с половиной тонн. Какова масса ГАЗ-52-04? Собственная масса, по паспортным данным, не превышает 2520 килограмм.

Кабина

Давайте переместимся в салон ГАЗона. Среди особенностей стоит отметить тот факт, что раздельных сидений здесь нет. Кабина трехместная, и для всех предусмотрен цельный, широкий диван. Под ним с правой стороны находится аккумуляторный ящик. Сам салон лишен каких-либо изысков. Здесь простой трехспицевый пластиковый руль без каких-либо регулировок, а также железная панель. Щиток приборов включает в себя тахометр, спидометр и пару датчиков. Посередине в салоне есть бардачок. Со стороны пассажира – железная ручка. Вообще, в ГАЗоне использовано минимум пластиковых деталей. Кабина почти полностью железная. Шумоизоляция здесь отсутствует.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Внутри было очень шумно и жарко летом. Двигатель ГАЗ-52-04 буквально разрывался уже на средних оборотах, и все звуки беспрепятственно шли в салон. Зимой печка работала хорошо. Но так как, кроме металла, никакого дополнительного утепления не было, кабина очень быстро остывала. Со временем обшивка сидений истиралась и рвалась. Наружу вылезали куски поролона. Изнашивался и пол. Многие владельцы стелили сюда обыкновенный советский линолеум. Такая же тенденция наблюдалась и с другими ГАЗонами. Это хоть как-то прикрывало всевозможные щели и защищало от сквозняков. Двери в машине были полностью железными, без какой-либо обивки. Что примечательно, замки и стеклоподъемники надежно работали в любую погоду. Из предметов комфорта можно отметить разве что два солнцезащитных козырька и форточку, которая открывалась отдельно от окна. Именно форточка спасала водителей в знойные летние дни, запуская поток свежего воздуха в раскаленную кабину.

Технические характеристики ГАЗ-52-04

Планировалось, что советский грузовик будет укомплектовываться абсолютно новым двигателем передовой конструкции, с форкамерно-факельной системой зажигания. Так и случилось. Под капотом у ГАЗона размещается шестицилиндровый рядный бензиновый двигатель на 80 лошадиных сил с крутящим моментом в 21,5 кГм, который доступен с 1,6 тысячи оборотов в минуту. Степень сжатия двигателя – 6,7 (мотор дефорсированный). Рабочий объем – 3485 кубических сантиметров. Для данного мотора предусматривался двухкамерный карбюратор. При этом мотор работал на низкооктановом топливе. По паспорту машина рассчитана на 66-й бензин.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Диаметр цилиндра двигателя – 82 миллиметра. При этом ход поршня составляет 110 миллиметров. Среди особенностей данного мотора стоит отметить раздельное охлаждение блока и головки цилиндров. А для большей износостойкости коленвала инженеры применили триметаллические вкладыши шатунных и коренных подшипников со специальным металлокерамическим подслоем. Так, подшипник являл собой стальную ленту с медно-никелевым слоем и антифрикционным сплавом.

В конструкции двигателя применяются грязеуловители, расположенные на коленчатом валу. А вместо двух раздельных масляных фильтров был применен единый, центробежный.

Какие имеет эксплуатационные характеристики ГАЗ-52-04? Максимальная скорость нового грузовика составила 70 километров в час. При этом расход топлива – 20 литров на 100 километров при скорости в 40 километров в час. Но практика показала, что этот мотор может тратить и больше топлива. В среднем данный мотор потребляет 25 литров горючего.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Среди особенностей стоит отметить тот факт, что этот двигатель официально охлаждался обычной водой. Даже на датчике температуры охлаждающей жидкости значилась надпись «вода». Это обусловлено тем, что в 60-х годах еще не был придуман тосол. Впервые он появился на «Жигулях» в 70-х. Но на грузовиках тосол стал применяться лишь ближе к 90-м. Двигатели советских грузовиков отлично охлаждались и обычной водой. Однако были случаи и закипания. Как правило, это связано с неисправностью термостата либо с высокой нагрузкой на сам двигатель (горы, перегруз и так далее).

Трансмиссия

Коробка передач на ГАЗ-52-04 ставилась от модификации ГАЗ-51А. Так, это была механическая четырехступенчатая трансмиссия с шестернями прямозубого зацепления. Синхронизаторы в данной коробке отсутствовали. А для включения задней передачи необходимо было поднять «собачку» на рычаге КПП. Последний также имел изгиб у основания.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Несколько лет спустя 52-й ГАЗон стал оснащаться четырехступенчатой коробкой, где присутствовали синхронизаторы на третьей и четвертой передаче. Задний мост был гипоидным, с передаточным отношением 6,83. Как отмечают отзывы, трансмиссия требовала привыканий. Чтобы переключиться с одной скорости на другую, необходим двойной выжим сцепления и перегазовка. Также с характерным хрустом включалась задняя передача.

Ходовая часть

Конструкция подвески тоже была доработана. Сам же грузовик был построен на раме. Спереди находится шкворневая балка. Она связывается с рамой посредством продольных полуэллиптических рессор. Спереди применены также гидравлические амортизаторы. Сзади находится неразрезной мост с рессорами и подрессорником. Амортизаторы сзади отсутствовали. Кстати, на ранних короткобазных 52-х ГАЗонах коренные листы рессор загибались и образовывали таким образом ушко. К раме листы крепились через втулку с рессорным пальцем. Такая конструкция требовала постоянного ухода и смазки элементов. При нагрузке удлинение листов компенсировалось серьгой. В дальнейшем инженеры стали применять конструкцию на резиновых подушках.

Тормоза

Тормозная система была полностью барабанная, с гидравлическим приводом. Присутствует усилитель (гидровакуумный). Ручной тормоз приводился на трансмиссию и имел механический привод. По паспортным данным, тормозной путь грузовика с 50 до 0 километров в час составляет 25 метров.

Как ведет себя данный автомобиль на ходу? Подвеска у этой машины более жесткая, чем на последующих ГАЗонах. Отчасти это вина короткой базы. Так, машина сильно прыгает на кочках, даже когда загружена. В повороты машина заходит с трудом, да и о маневренности говорить не приходится. В отличие от ЗИЛа, советский ГАЗон никогда не укомплектовывался гидравлическим усилителем. Что касается надежности подвески, в силу своей простоты она нетребовательна в уходе. Но так как возраст этой машины вполне существенный, многие экземпляры уже требуют внимания по шкворням. Втулки изнашиваются, и спереди начинает подъедать кусками резину. Рессоры на этом грузовике проседают редко, амортизаторы тоже нечасто меняются.

ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото

Модификации

Есть несколько модификаций авто, построенных на базе ГАЗ-52-04:

  • АЖ-М. Это передвижная ремонтная мастерская.
  • ГАЗ-52-04 дезустановка. Очень редкостный экземпляр.

ГАЗ и моделирование

В 2013 году компания «ДИП моделс» выпустила уменьшенную копию советского грузовика �ГАЗ-52-04 Адриатика 1986 105203�. «ДИП моделс» произвела несколько тысяч таких экземпляров в масштабе 1:43. Стоимость такой масштабной модели составляет порядка шести тысяч рублей.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, что собой представляет грузовой автомобиль ГАЗ-52-04. Сейчас этот автомобиль можно приобрести по цене от 35 до 90 тысяч рублей в зависимости от состояния. В основном такие машины сейчас используются в деревнях. Для города такой грузовик уже не подходит. Его функцию в полной мере заменила «ГАЗель». Сейчас ГАЗ-52 и его модификации считаются морально устарелыми, расходующими много топлива и ненадежными ввиду большого возраста. Поэтому такая машина вскоре перейдет в отряд раритетов и будет встречаться только в качестве музейного экспоната.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.