В каждой стране детей учат по-разному. Несмотря на все многообразие систем, по всему миру родители сталкиваются с одними и теми же проблемами: отсутствием индивидуального подхода и низкой степенью практичности усваиваемых знаний. Но совсем по-другому дела обстоят в соседней с Россией Финляндии. Последние реформы превратили образование этой страны в систему, которая позволяет детям получать более высокие оценки и при этом заниматься тем, что им нравится.
Школьное образование как залог будущего успеха
Именно школьные годы во многом формируют нашу личность. Целых десять лет дети проводят в стенах образовательных учреждений среднего уровня, поэтому неудивительно, что именно им уделяется такое пристальное внимание. Часто школу рассматривают только как промежуточный этап при поступлении в университет, но на самом деле она позволяет не только выучить минимум обязательных предметов. В школе закладывается система знаний, которая затем развивается в высших учебных заведениях.
Система образования в Финляндии
Почему же финская система образования считается самой лучшей? Дело в том, что потребности учителей и учеников занимают в ней центральное место. Финны считают, что только после того как они будут удовлетворены, школьники смогут достаточно времени и сил уделять процессу обучения. Если провести сравнение между российской и финской системой образования, то можно увидеть немало различий.
Отсутствие стандартизированного тестирования
Стандартизированное тестирование — это способ, с помощью которого большинство систем образования проверяют знания у своих учеников. Чтобы подготовить к тестам, школьников часто тренируют проходить одинаковые проверочные и контрольные работы, а также заставляют их учить информацию, которую те вскоре забывают.
ЕГЭ и другие способы тестирования не ставят своей задачей целостное и всестороннее обучение. Скорее они учат детей правильно вписывать слова в нужные графы. Стоит ли говорить о том, что эти знания не пригождаются в дальнейшей жизни? Скорее это тест памяти, а не реальных знаний по тому или иному предмету.
В Финляндии же нет стандартизированных тестов. Все студенты оцениваются в индивидуальном порядке, а их прогресс отслеживается Министерством образования. Дети могут выбрать стандартный тест, но это не является обязательным условием окончания школы. Да и вообще в Финляндии уделяют меньше внимания показателям перед поступлением в университет. Вместо этого прогресс студентов изучают на протяжении всей учебы, что благотворно сказывается на психологическом состоянии детей.
Сотрудничество вместо конкуренции
В России обучение в школе воспринимается как сплошная конкуренция. Студенты и школьники постоянно соперничают друг с другом. Это может вызывать серьезные проблемы с самооценкой в том случае, если дети не могут достичь хороших результатов. Но ведь в школе ученики должны не только получать знания, но и учиться сотрудничать с другими — это сильно поможет им во взрослой жизни.
Система образования в Финляндии с первого года ориентирована на командную работу. У учителей нет списков более успешных студентов, а сотрудничество между ними активно поощряется. Это создает атмосферу взаимного уважения и поддержки и помогает растить более счастливых людей. Учителя в таких условиях тоже работают лучше, поскольку им не приходится беспокоиться об оценочных системах, основанных на заслугах.
Потребности человека являются приоритетом
В российскую систему образования в последнее время активно внедряется западная модель, согласно которой реальные потребности людей отодвигаются на второй план, а на первый выходят показатели и результаты тестов. В результате школы больше задумываются об успеваемости, чем о питании и достаточном движении своих учеников. Хотя именно эти факторы занимают ключевое место в успеваемости детей, на этих вещах нередко экономят — школьников кормят бутербродами с маслом вместо полноценного обеда, а на уроках физкультуры они занимаются скучными и неинтересным вещами.
С 80-х годов система образования в Финляндии сделала своей целью воспитание молодого и сильного поколения. Дети в финских школах получают психологическую поддержку, что позволяет им больше времени уделять учебе. А полноценное питание и физические нагрузки помогают поддерживать нужный уровень энергии.
Поздние подъемы
Давайте признаемся честно, никто не любит рано вставать — ни дети, ни взрослые. С утра мы чувствуем себя вялыми и с трудом ориентируемся в пространстве, а уж об увеличении производительности и говорить не приходится. И если взрослым помогает чашка кофе, то дети лишены даже этой возможности. Поэтому первые несколько уроков, как правило, не оставляют в их головах совершенно никакой информации.
В финской системе образования занятия начинаются чуть позже, чем в российской. В результате дети становится более восприимчивы к обучению и новой информации. А более длительные перерывы и увеличенная продолжительность уроков позволяют получить знания без спешки.
Меньше учеников
Если мы зайдем в среднестатистический класс в России, то увидим около 25-30 учеников и одного учителя. Специалисты утверждают, что в таких условиях фактически невозможен индивидуальный подход, поскольку у людей просто не хватает времени для каждого ребенка.
В Финляндии обычно ориентируются индивидуально на каждого ребенка. Поэтому в классах меньше детей, а учителя с самого первого дня стремятся узнать потребности каждого из них, чтобы поддерживать школьников в процессе обучения.