Экспериментирование в подготовительной группе

Дети

В условиях современного общества особенно значимыми становятся такие человеческие качества, как самостоятельность, способность совершенствовать свои навыки, постоянно обучаться, расширяя базу знаний. И сфера образования, в том числе дошкольного, не может оставаться в стороне, ведь именно она формирует задатки к дальнейшему развитию детей. Новым направлением работы с воспитанниками детских садов является экспериментирование в ДОУ, направленное на познание свойств предметов и явлений природы через их непосредственное восприятие. Такое обучение самое эффективное.

Экспериментирование в подготовительной группе

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно экспериментирование в подготовительной группе детского сада. В этом возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в ДОУ смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту.

Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося), а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. Цель такого занятия в подготовительной группе – помочь ребенку:

  • выбрать объект;
  • найти метод;
  • собрать наиболее полную информацию.

Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС – это активно развивающееся направление дошкольной педагогики, конкретные методики которого создаются и опробуются в современных детских садах. Воспитатели строят собственные программы занятий на основе общих целей и задач.

Экспериментирование в подготовительной группе

Цели и задачи технологии

Экспериментирование в подготовительной группе — важная часть познавательной работы. Его значение очень велико. Подготовительная группа – это дети предшкольного возраста, которые находятся в ДОУ последний год. Таким образом, полученные здесь умения и знания становятся основой дальнейшего обучения. Детское экспериментирование в ДОУ имеет следующие цели:

  • создание условий для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
  • развитие эмоционально-ценностной сферы личности;
  • обогащение словарного запаса и общего багажа знаний;
  • совершенствование коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

Реализация этих пунктов будет тем успешнее, чем более системно выстроен процесс познания и эффективно взаимодействие малыша и взрослого.

Экспериментирование в подготовительной группе

Ожидаемые результаты

Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в подготовительной группе? Итог педагогического процесса должен быть следующим:

  • У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
  • Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
  • Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться.
  • Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.

Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

Все что нужно — на виду

Что такое уголок экспериментирования в ДОУ? Детский сад, практикующий инновационное обучение, обязательно оснащается соответствующими материалами. Уголок экспериментирования в ДОУ должен состоять из предметов и материалов, которые используются в процессе занятия. Актуальны и иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов. Экспозиция не должна быть статичной: дети быстро теряют интерес к тому, что постоянно на виду. Наиболее приемлемым вариантом станет тематическая выставка к каждому занятию. В день, когда изучаются свойства магнитов, в уголке экспериментирования будут находиться не только исследуемые объекты, но и образцы различных металлов и иных материалов: дерева, пластика, резины, минералов и т.д.

Вообще же, уголок экспериментирования в подготовительной группе в обязательном порядке должен содержать в себе все, что требуется для того, чтобы изучить вес, притяжение, время, простые химические реакции и физические явления. В большинстве своем это бытовые вещи, которые мы используем в повседневной жизни.

Экспериментирование в подготовительной группе

Чем конкретно наполнить уголок экспериментирования в подготовительной группе? В неи должны присутствовать:

  • Тара. Все, в чем хранятся материалы, реактивы и образцы. В большинстве своём баночки, коробочки и бутылочки должны состоять из пластика. Возможно использование деревянных и металлических емкостей. Стеклянных же следует избегать из-за повышенной травмоопасности. Дети могут разбить хрупкие баночки и порезаться осколками. В те дни, когда объектом исследования будет именно стекло, все предметы из этого материала должны демонстрироваться дошкольникам только в присутствии педагога.

    Экспериментирование в подготовительной группе

  • Коллекция природных материалов. Здесь можно использовать все, что нас окружает. Крупы, образцы грунта: песок, глина, лесная или садовая почва, гравий, ракушки и т. д. Подойдут и камни интересных форм и расцветок, шишки, гербарии или сухоцветы, а также живые комнатные цветы. Кроме растений стоит показать детям и животных: хомяка в клетке, рыбок в аквариуме – за ними интересно понаблюдать, их можно покормить и узнать много нового.Экспериментирование в подготовительной группе
  • Коллекция бумаги, тканей, фольги и других интересных фактур.
  • Магниты разных размеров и силы, а также металлические предметы.
  • Фонарики, лампочки, свечи и прочие источники света.
  • Лупы по количеству детей и хотя бы один микроскоп и бинокль.
  • Безопасные красители (можно взять пищевые).
  • Термометры (не ртутные), пипетки, шприцы без иглы.
  • Воздушные шары, бумажные или тонкие тканевые ленты (определять направление ветра).Экспериментирование в подготовительной группе
  • Полотенца, салфетки, фартуки и косынки, клеенки или тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов.
  • Тематическая литература, иллюстрации, зарисовки проводимых экспериментов.
  • Измерители времени: часы со стрелкой, песочные, солнечные, календари.
  • Весы: электронные и классические, с гирьками.
  • Зеркала, желательно в пластиковых рамках и на подложках — такие сложнее разбить.
  • Конструирование в подготовительной группе

    Конструирование как один из видов экспериментирования отлично подходит для детей от 5 до 6 лет. Подготовительная группа для этой работы – благодатная почва: дошкольники любят взаимодействовать с материалами и формами, знают, какими бываю те и другие, многое уже делают самостоятельно и при этом развивают свои навыки. А то, что им пока не под силу, учатся совершать с помощью воспитателей.

    Экспериментирование в подготовительной группе

    Конструирование в подготовительной группе имеет своей целью расширение представлений ребенка о физических свойствах предметов. Также развивается креативность (способность мыслить творчески, нестандартно).

    Кроме того, на этих занятиях обязательно воспитывается эмоционально-ценностная сфера. Обучающиеся вспоминают о том, где, в каких реальных условиях происходят действия, которые они моделируют на уроке, и учатся уважительно относиться к людям труда. Например, строя дом из кубиков, дошкольник соотносит собственную работу с деятельностью настоящего строителя-каменщика. А запуская с горки конструкцию на колесах, считает себя инженером автомобильного завода. Также развивается и синтетически-аналитическое мышление. Малыш должен сопоставить схему будущей конструкции с материалом для ее формирования, соотнести свои действия с предложенной инструкцией и получить необходимый результат.

    Примерные темы занятий

    Детям интересно все, что их окружает, они готовы изучать что угодно, проводя опыты и эксперименты с предметами и веществами. Задача педагога – систематизировать их знания, значит, и занятия должны быть системными, тематическими. Экспериментирование в подготовительной группе охватывает все сферы жизни — от человеческих органов чувств до космических путешествий.

    Изучаем камни

    В рамках этого занятия дети узнают, что такое камни, откуда они берутся, какими бывают, как применяются людьми. Важно рассказать о драгоценных и полудрагоценных самоцветах, строительных материалах и др. В работе используются разные горные и скальные породы, которые различаются по цвету, текстуре, весу и т. д. Часть камней можно подготовить заранее, а часть собрать на прогулке, поддерживая интерес детей к опытнической деятельности.

    В развитии темы будет уместно провести занятия о древних окаменелостях (известняк, мел, каменный уголь, кораллы), видах почвы и воздействии на нее климатических условий (ветер, тепло, мороз).

    Вода и ее свойства

    Экспериментирование в подготовительной группе

    Вода — великолепный материал для проведения опытов с детьми. Ее легко можно заморозить, испарить, окрасить или газировать. В цикле занятий о воде подготовительной группе дается информация о ее местонахождении в природе, роли в экологическом балансе, физических и химических свойствах. В дальнейшем тему можно продолжить, рассмотрев обитателей морей, озер и рек, обсудив проблему загрязнения акваторий на планете. Дети должны прийти к выводу о необходимости сохранения чистой воды и предложить способы ее экономии в быту.

    Человек

    Тема раскрывается постепенно, в такой последовательности:

    • рука человека (как орган осязания, средство познания и совершения действий);
    • кожа (ее чувствительность, реакция на солнце или воду, уязвимость при нагреве или охлаждении);
    • уши и нос (функции, значение, рекомендации по сохранению их здоровыми).

    Магнит

    Знакомство с магнитом, его характеристиками и взаимодействием объекта с другими материалами.

    Эти занятия весьма захватывающи, они напоминают даже не опыты, а самые настоящие фокусы. Магнитики бегут друг навстречу другу или, наоборот, в разные стороны, притягиваются в полете, через стол, бумагу или ткань. Особое внимание ребят можно привлечь к тому факту, что металлы, которые подвергались воздействию этого объекта эксперимента, также частично приобретают его свойства.

    Грунт. Песок и глина

    Обсуждается сходство и различия разных видов грунта, их текстур, свойств, состава, способов использования человеком. Подразделение на разные типы песка (речной, морской, крупный, мелкий, силикатный, строительный) и глины (желтая, красная, черная, голубая, белая, гончарная, лечебная и т. д.). Опытные образцы можно растворять в воде, просеивать, лепить из них фигурки и оценивать результат.

    Воздух

    Педагог знакомит детей со свойствами воздуха, его ролью для человека и всего живого. Наиболее наглядным способом изучения этого объекта будут надувные шары. Также иллюстрируют движения воздуха ленточки, пушинки, перья и другие легкие предметы. Не нужно ничего экзотического — даже ватные шарики или комки тонкой бумаги смогут послужить этой цели.

    В рамках цикла занятий на данную тему рассматривается соотношение веса воздуха разной температуры: теплый поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

    Солнце и космос

    Воспитатель дает детям первоначальное представление о Солнечной системе, ее строении, о том, что планеты становятся тем холоднее, чем отдаленнее они от центра. Здесь же можно поговорить и о созвездиях, в том числе об их символическом обозначении. Дети могут вообразить себя космическими путешественниками, находящимися в невесомости.

    Электричество

    Электричество как особый вид энергии и приборы, работающие на нем, — вот тема этого занятия. Дети вспоминают и перечисляют бытовую технику и игрушки, которые у них есть, и размышляют о том, что приводит их в движение. Отдельно упоминается опасность электричества, которое �бежит по проводам�, и правильное обращение со всем, что с ним связано.

    Цвет и свет

    В ходе занятия дети узнают, что такое цвет, как он получается при отражении определенных световых лучей. Вводится понятие спектра, которое можно проиллюстрировать на основе радуги.

    Заключение

    Экспериментирование в подготовительной группеПеред тем как начинать или даже планировать любой урок, необходимо четко представлять себе, какой результат должно принести проведенное занятие. Экспериментирование в подготовительной группе ДОУ не исключение. Самое главное для педагога – научить детей самостоятельно мыслить, делать выводы, понимать причинно-следственные связи. Это необходимо для любого обучения, а учится каждый из нас всю жизнь.

    Нельзя обойти вниманием и нравственную часть воспитательного процесса. Важно привить детям любовь к природе, тому, что их окружает, способность и желание беречь ее чистоту и уважать неприкосновенность.

    Сегодняшние малыши-воспитанники подготовительной группы – это поколение, которому предстоит жить, строить, изобретать и любить ближайшие лет пятьдесят. И очень важно то, что они вынесут из воспоминаний детства, какими будут их выводы в отношении окружающей действительности.

    Работу воспитателей можно сравнить с деятельностью настройщиков музыкальных инструментов: как они ее сделают, так и зазвучит мелодия ребячьих душ и нашего общего будущего.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.